При организации учебно-тренировочного процесса студентов Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина, занимающихся на уроках физической культуры в отделении тяжелой атлетики с целью освоения техники необходимо выполнение таких упражнений как приседание со штангой на плечах, жим лежа и становая тяга, а также силовая подготовка. Эти компоненты имеют место на протяжении всего трехлетнего периода занятий в отделении. Проблема исследования заключается в том, каким способом определить уровень силовой подготовки студентов на том или ином этапе занятий в отдельных упражнениях силового троеборья. Для решения такой задачи мы обсчитали результаты тестовых соревнований по силовому троеборью (пауэрлифтингу) студентов первого, второго и третьего курсов, в общей сложности 115 человек, по формуле соотношения результата в одном упражнении к сумме результатов в трех упражнениях:
где,- результат в одном упражнении, а - сумма результатов троеборья
Предложенная схема обсчета результатов по пауэрлифтингу, на наш взгляд, имеет положительный момент в том, что показатели каждого участника имеют единую форму измерения – проценты (%), независимо от весовой категории и суммы трех упражнений. Необходимо было выявить, сколько процентов составляет результат каждого упражнения от суммы троеборья (). Получив такие данные, мы нашли средние арифметические показатели () по каждому упражнению по известной формуле [1; 24]:
,
где =
Также вычислили среднее квадратическое отклонение (Ϭ), которое определяется как положительное значение корня квадратного из значения дисперсии, т.е.
Однако, для сравнения колеблемости двух и более совокупностей, имеющих различные единицы измерения, эта характеристика не пригодна [1; 25]. Для этого мы использовали коэффициент вариации V, который определяется как отношение среднего квадратического отклонения к среднему арифметическому, выраженному в процентах и высчитывается по формуле:
В спортивной практике колеблемость результатов измерений в зависимости от величины коэффициента вариации считают небольшой (0-10%), средней (11-20%) и большой (V > 20%) [1; 25]. Производя экспериментальные вычисления, необходимо было также рассчитать стандартную ошибку средней арифметической:
В ходе исследования были получены следующие вычислительные данные: в упражнении «приседание с весом на плечах» результаты колебались от 25% до 39,6% - упражнений, составил – 32,8% , Ϭ = 2,58% , V = 7,99% (небольшой), = 0,24%. В упражнении «жим лежа» колеблемость результатов была от 19% до 32,6% -упражнений, = 24,8%, Ϭ = 2,38%, V = 9,59 %, = 0,22%. В упражнении «становая тяга» результаты колебались от 35 % до 50% - упражнений, а = 42,4%, Ϭ = 2,84% , V = 6,62%, = 0,27%. На основании отклонений Ϭ от мы составили таблицу для отнесения спортсменов к одной из классификационных групп (таб. 1). Эта таблица помогла нам определить до семи уровней силовой подготовки каждого участника соревнований в каждом упражнении (от очень низкого до очень высокого).
Таблица 1
Возможные градации оценок по отдельным видам пауэрлифтинга
отклонения Ϭ от |
уровень подготовки |
приседание |
жим |
становая тяга |
+ 3 Ϭ |
очень высокий |
4 - 3.5 % |
2 – 1.8 % |
2 - 1.8 % |
+ 2 Ϭ |
высокий |
11 - 9.7 % |
12 – 10.6 % |
15 - 13.3 % |
+ 1 Ϭ |
выше среднего |
17 - 15 % |
24 – 21.2 % |
15 - 13.3 % |
± 0.5 Ϭ |
средний |
46 - 40.5 % |
43 – 38 % |
47 - 41.5 % |
- 1 Ϭ |
ниже среднего |
17 - 15 % |
14 – 12.5 % |
18 - 16 % |
- 2 Ϭ |
низкий |
14 - 12.5 % |
15 – 13.3 % |
13 - 11.5 % |
- 3 Ϭ |
очень низкий |
2 - 1.8 % |
3 – 2.6 % |
3 - 2.6 % |
- 3 Ϭ |
очень высокий |
4 - 3.5 % |
2 – 1.8 % |
2 - 1.8 % |
Сделав определенные расчеты, можно сказать, какие результаты необходимо показать в каждом упражнении троеборья для достижения более высокого результата и выполнения спортивного разряда. Для этого необходимо воспользоваться формулой:
,
где - предполагаемый результат в упражнении (жим, присед, становая тяга), - сумма троеборья, – среднее арифметическое одного упражнения троеборья.
Таким образом, предлагаемые вычисления могут показать, какой у спортсмена отстающий вид в пауэрлифтинге, более слабое упражнение и на что следует обратить внимание при планировании учебно-тренировочного процесса, как группы, так и отдельного спортсмена, а также поставить задачу перед студентом по достижению конкретного результата в силовой подготовке.