В сфере высшего профессионального образования «компетенция» и «компетентность» не являются тождественными понятиями. Первый термин определяет границы области действия специалиста, а «компетентность» обозначает оценку качества специалиста [2]. Цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровню мировых стандартов, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях действий, готового к постоянному профессиональному росту, с высокими социально - нравственными идеалами.
In the higher education sphere "competence" and "competence" aren't identical concepts. The first term defines borders of a scope of the expert, and "competence" designates an assessment of quality of the expert [2]. The purpose of professional education consists in training of the skilled worker corresponding to level of the international standards, competitive and demanded on the labor market, competent, responsible, masterfully using in the profession, focused in interfacing areas of the actions, ready to continuous professional body height, with high socially - moral ideals.
Компетентностный подход в оценке качества обучения в настоящее время является наиболее обоснованным. Для оценки профессионального обучения в педагогике в настоящее время используется около сорока видов компетенций. Для гармоничного процесса подготовки врача необходимо сочетание общекультурных и профессиональных компетенций.
Компетентностный подход в интерпретации образовательного процесса в ВУЗе в современном понимании шире традиционного подхода в его оценке, включающего основные принципы оценки знаний, умений, навыков. Эти критерии не отвергаются, а входят в новую модель, как компоненты. Компетентностная модель будущего специалиста включает различные критерии оценки: интеллектуальный, психологический, духовный, социологический, физический и др., которые дополняют профессиональную компетентность. Компетентностный подход в настоящее время выступает в роли результативно-целевой основы оценки качества обучения в медицинском ВУЗе.
Для оценки социально-профессиональной компетентности предлагается выделять следующие критерии: 1) базовый (умение анализа, сравнения, систематизации, принятия решений, прогнозирование, оценка эффективности полученных результатов); 2)личностный (ответственность, организованность, целеустремленность сотрудника); 3)социальный (способность организовать свою жизнь в новых условиях, вести здоровый образ жизни, осознавать ценность культуры, обеспечивать качество общественного взаимодействия в процессе получения информации и самосовершенствования в процессе творческой передачи обучаемым); 4)профессиональный (желание и способность решения профессиональных задач) [1].
Компетентность представляет собой сплав знаний и опыта их реализации, а следовательно, успешность выполнения профессиональных функций. Оптимизация учебного процесса достигается комплексом организационных, методических и других компонентов обучения Ключевые компетенции формируются за счет педагогических и методологических подходов. Используются следующие методы формирования компетенции: позитивного совершения ошибок, проектный, творческо-проблемный, обратной связи через интенсивное социальное воздействие, исследования ролевых моделей, презентации идей и др.
Компетенции могут вводиться в образовательный процесс посредством информационных технологий, методической составляющей, коммуникативных взаимодействий между педагогами и обучающимися студентами и другими методами [3].
Цель исследования
Оценка методологических и методических подходов к формированию профессиональных компетенций.
Материалы и методы
Объектом исследования явились студенты 3 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. В качестве предмета исследования авторами выбраны основные методологические и методические подходы формирования профессиональных компетенций студентов в хирургической клинике. В основу выполнения работы положен метод контент-анализа с элементами обобщения.
Результаты и обсуждения
Для кафедры общей хирургии, являющейся пропедевтической, важное значение имеет рациональное сочетание проблемных и репродуктивных методов обучения, каковыми являются практические навыки, навыки освоения приемов неоперативной хирургической техники, десмургии, транспортной иммобилизации, вправление вывихов. С этой же целью используется решение проблемно-ситуационных задач, самостоятельная курация больных студентами третьего курса.
На кафедре общей хирургии сотрудниками разработан учебно-методический комплекс, обеспечивающий проблемный характер обучения и современный подход в формировании профессиональных компетенций.
Разработаны и изданы методические пособия для самостоятельной работы студентов всех факультетов, включающие задания для самостоятельной работы, тестовые задания. В течение ряда лет для самостоятельной подготовки студентов используются разработанный на кафедре сборник тестовых заданий к практическим занятиям, сборник проблемных и ситуационных задач. Анализ и коррекция качества подготовки студентов проводится преподавателем на последующем занятии. На кафедре общей хирургии студенты третьего курса в шестом семестре пишут первую учебную историю болезни. Для помощи написания истории болезни студенты пользуются лекционным материалом и разработанным на кафедре методическим пособием с вариантами обследования, описания локального статуса и принципов лечения основных групп пациентов с учетом нозологии, изучаемой на кафедре общей хирургии. Важной формой самостоятельной внеаудиторной работы являются дежурства по экстренной хирургии, на которых студенты помимо овладения навыками ухода за больными участвуют в планировании и проведении обследования, лечения, то есть сталкиваются с необходимостью решения вопросов, которые являются для них проблемными. Помощь в постановке этих вопросов и их решении осуществляют сотрудники кафедры и опытные дежурные хирурги, которые стимулируют познавательный и коммуникативный процесс.
К компонентам компетенции относятся: 1)готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); 2)владение знанием содержания компетенции (когнитивный аспект); 3)опыт проявления компетентности в разных ситуациях (поведенческий аспект); 4)эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности; 5)отношение к содержанию компетентности и объектам ее приложения.
Важную роль в формировании хирургических компетенций играет летняя производственная практика. До 2013 года это была практика «Помощник фельдшера скорой медицинской помощи». Во время практики студенты закрепляли практические навыки, полученные во время учебы на кафедре, и осваивали ряд новых навыков, связанных со спецификой работы «скорой помощи», осваивали коммуникативные навыки. В настоящее время сотрудники кафедры разрабатывают новое методическое пособие по проведению производственной практики на третьем курсе лечебного и педиатрического факультетов - «Помощник процедурной и перевязочной сестры».
Заключение
Компететностный подход в образовательном процессе с рациональным сочетанием общекультурных и профессиональных компетенций позволяет подготовить специалиста к решению нестандартных ситуаций и проблем, готовности к их преодолению.