Развитие и повсеместное распространение сети Интернет в настоящее время позволяет не только существенно облегчить поиск необходимой информации, но и успешно обучать с использованием дистанционных средств обучения. Использование технологий, предоставляемых Интернетом, во многом расширило возможности дистанционного обучения, позволяя в режиме online проводить консультации, а также полноценные лекционные и семинарные занятия, не выходя из дома.
Подобным целям могут служить различные программные продукты, даже пользующийся довольно большой популярностью Skype. Перечислим некоторые из программ дистанционного обучения:
- eLearning Server 3000 – программный продукт предназначенный для академического, школьного, корпоративного обучения и повышения квалификации с помощью современных мультимедиа и интернет-технологий;
- LearningSpace позволяет организовать открытый и гибкий образовательный процесс;
- Батисфера – мультимедийная программа для создания электронных тестов, мультимедийных учебных уроков (курсов) и проверки уровня знаний;
- SunRav TestOfficePro – программа для создания, проведения различных тестов как в локальной сети, так и в сети Интернет и обработки результатов тестирования;
- кроме того, программы GoToMeeting, Webex и Elluminate и некоторые другие.
Перечисленные системы являются довольно-таки дорогостоящими, за исключением SunRav TestOfficePro. Учитывая указанное выше, мы обратили внимание на бесплатное программное обеспечение: MOODLE, LAMS, Sakai, ATutor, Claroline, Dokeos, OLAT, OpenACS, ILIAS. Система ДО Moodle – американская разработка, позволяющая без особы усилий реализовать дистанционное обучение в любой области знаний – является открытым программным обеспечением, с помощью которого можно создавать обучающие курсы. Она бесплатно распространяется в исходных кодах под публичной лицензией GNU GPL и принята в 102 странах мира в качестве образовательного стандарта. Moodle содержится в Linux-дистрибутивах: Mandriva, RedHat, ALTLinux, Ubuntu.
В основе дистанционного обучения лежит самостоятельная работа студента, определяющего траекторию своего учения, его комфортность (рисунок 1).
Рисунок 1 – Внешний вид курса и навигация.
Самое простое пояснение по данной системе, встречающееся в интернете, гласит, что Moodle – это инструментальная среда для разработки как отдельных online-курсов, так и образовательных web-сайтов. Удобство данного ресурса в том, что нет необходимости с нуля создавать сайт, ведь большая часть работы здесь уже проделана. Пользователю остается лишь настроить под себя интерфейс и внести необходимые, по его мнению, учебные материалы, такие как лекции, видео-уроки и т.п. Также можно задавать события, т.е. в календаре отмечать и планировать дни лекционных занятий, практикумов, контрольных работ и экзаменов.
Для удобства внесения материалов лекций пользователю предоставляется встроенный редактор текста. Он достаточно сильный, хоть и не идет ни в какое сравнение с такими, как MS Word или Open Office.Org. Однако и здесь есть возможность изменять начертание, размер и формат шрифта для отдельных частей текста. Имеется возможность вставки таблицы, нумерованного и маркированного списков, изображения, символа и формулы. Можно проверить орфографию, изменить цвет текста, его выравнивание относительно страницы.
В среде Moodle существует система контроля знаний – тестирование, эссе, экзамен и некоторые другие. Пользователю предоставляется на выбор довольно обширный список типов возможных вопросов для проверки усвоения материала по окончанию изучения как отдельной лекции, так и целого раздела. При этом возможно организовать «развёртывающуюся» лекцию (т.е. по настоящему интерактивную) – после некоторого небольшого законченного по смыслу фрагмента лекции вывести подборку вопросов, успешные ответы на которые позволят обучающемуся «раскрыть» следующий учебный материал лекции.
В качестве нескольких рабочих проектов были созданы дистанционные курсы по информатике – «Интеллектуальные информационные системы» и по математике – «Высшая математика для специальностей 140400 и 230100». Особых проблем при выполнении данных работ не было. Единственным затруднением, встреченным нами, была невозможность создания большинства формул во встроенном редакторе. Вопрос решился вставкой этих формул в текст в качестве изображения. Также имеется такой нюанс как ограничение ввода по количеству символов на одну страницу лекции. Поскольку в Moodle возможно разделение лекции на подпункты, то особого затруднения это не вызвало.
Если пользователь не имеет желания вникать в детали и разбираться в тонкостях всех возможностей данной системы, то базовых знаний по работе с ПК и сетью Интернет должно хватить на создание как минимум статичного курса с лекционными, практическими и тестовыми материалами. Интерфейс и принцип работы интуитивно понятны, а то, что практически вся система русифицирована, еще больше облегчает работу новичка.
Указанные выше курсы, подготовленные преподавателями АМТИ (один из них – соавтор настоящей статьи), были наполнены содержанием, оформлены и налажен сценарий их работы другим из авторов настоящей статьи – студентом 2-го курса Вандиной А.И. Привлечение студентов к работе над обучающими курсами в системе Moodle позволяет не только получить сам продукт – учебное пособие нового типа (интерактивное учебное пособие), но и включить студентов в режиме педагогического сотрудничества как в научно-исследовательскую, так и методическую работу на кафедре. Указанное является наиболее важным выводом статьи.
Отметим также, что СДО Moodle – достаточно удобная система с множеством возможностей. В ней можно проводить дистанционно полноценное обучение людей из любых городов и стран с возможностью контроля полученных знаний. Одним из наиболее важных факторов является то, что работать с обучающими курсами обучающиеся могут в любое удобное время и в том темпе, который более всего устраивает самих обучающихся.