Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Как известно, традиционный подход к обучению математике не способствует формированию соответствующих компетенций, являющихся требованием дня. Самостоятельная работа студентов в настоящее время составляет примерно половину времени учебной работы.

Указанные причины приводят к необходимости модернизировать педагогические техники и методики, имеющие целью развитие умений и навыков самостоятельной работы у студентов, анализировать поступающую к ним информацию. Результатом такого подхода является стремление обучающихся к учению и самоучению. Трудно не согласиться с формулой академика Эрдниева П.М. ([2]), что знания ученика – результат «собственной творческой деятельности над учебным материалом».

Использование во время лекционных, практических и лабораторных занятий современных информационных технологий наглядно демонстрирует каким образом необходимо добывать нужную информацию, критически оценивать, перерабатывать и эффективно использовать необходимые для профессиональной деятельности знания.

Как результат такой учебной деятельности – постоянное пополнение контента информационной образовательной среды (ИОС) кафедры соответствующими методическими разработками, подготовленными как лично преподавателями кафедры, так и в режиме педагогического сотрудничества со студентами. Среди них можно выделить и электронные учебные пособия по различным дисциплинам кафедры, и отдельные обучающие интерактивные документы, файлы-сообщения, файлы-информация и т.п.

Рассмотрим отдельно вопрос наполнения ИОС кафедры обучающими интерактивными документами по дисциплине «Математика». Располагая соответствующие документы в репозитории кафедры, один из авторов статьи (Часов К.В.) учитывает предложения своего научного руководителя Тульчия В.И. ([1]), требования к оформлению учебного материала дисциплины, а также существующие на текущий момент возможности по организации подобных документов в локальной сети института. Наиболее важные требования – строгий математический текст с научно-обоснованной математической символикой, гиперссылки как на другой интерактивный документ, так и на специально подготовленные флэш-анимации, документы MathCAD с решением задач. Многие из разработок докладывались на Международных студенческих электронных научных конференциях «Студенческий научный форум».

Указанные интерактивные обучающие документы обычно появляются как результат диалога на лекциях по математике. Желая подтвердить некоторую мысль студента или преподавателя, или, наоборот, показать, откуда проистекает то или иное заблуждение, в математической среде MathCAD производится соответствующая проверка. Так, например, при изучении одного из вопросов, касающихся вырожденности или невырожденности предложенного преобразования, было предложено наугад ввести матрицу, определитель которой отличен от нуля. Преподаватель (автор статьи) наугад набирает значения элементов матрицы, вычисляет определитель, который … равен 0. Вновь наугад набираются значения, и вновь определитель равен 0! Студент (соавтор статьи – Смольняков И.) предлагает провести исследование полученных результатов, сделать выводы.

Результаты были выложены в виде электронного документа, с которым могли ознакомиться все желающие – как преподаватели, так и студенты института. Некоторые из замечаний были учтены в обновляемом обучающем интерактивном документе. Статья о замечательных свойствах прогрессирующих последовательностей была опубликована в сборнике лучших студенческих работ, участвовала в нескольких конкурсах.

Представление студенческих научно-исследовательских работ во всеобщем доступе для сокурсников, студентов других направлений и номеров курсов способствует развитию научно-исследовательской работы студентов, повышению уровня самостоятельности в научной работе.