Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Стресс, различные проявления агрессии, депрессивное состояние – все это сигналы тревоги, свидетельствующие о дискомфортном восприятии молодым человеком собственной личности и дисбаланса ее с социальным окружением.

Отторжение обществом любого, кто отклоняется от нормы в представлении окружения, определяется целым рядом факторов, среди которых и неосведомленность, и недостатки воспитания, и наличие негативного личного опыта, и инертное следование примеру окружающих, и природная черствость, недостаток толерантности.

Ощущение социального равновесия и социальной защищенности возникает при условии, если отсутствуют конфликты на почве расовой и национальной дискриминации, различия достатка, уровня жизни, принадлежности к неформальным организациям, проявления нетерпимости окружающих к людям, имеющим разного рода морфологические отклонения (увечья) или заболевания.

Кроме перечисленных, существуют не менее серьезные, однако значительно менее ярко выраженные внешне причины, приводящие к социальным разногласиям и конфликтам. Речь идет о различиях в мотивационной сфере людей: установках, мотивах, интересах, потребностях. Наиболее ярко мотивационные различия проявляются в период обучения детей в школе, поскольку первые достижения и первые промахи и, как следствие, ощущение себя более или менее успешным в сравнении с окружающими, закладывается именно в школьном возрасте в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность в целом является отличным тренингом социальных отношений и почвой для формирования ощущения социальной защищенности ребенка. Учебный мотив, который движет ребенком, - это не только источник его успешности как ученика. Доминирующая учебная мотивация определяет, будет ли сегодняшний ребенок в будущей взрослой жизни воспринимать себя как состоявшуюся, успешную личность, как востребованного в обществе специалиста, как человека, принятого социальным окружением.

Исследование, проведенное нами, выявило ряд изменений, произошедших в мотивационной сфере современных школьников за минувшие полвека. Эти изменения коснулись: мотивационной доминанты учебной деятельности, характера учебной мотивации, характера учебных предпочтений школьников (выбора предпочитаемых и непредпочитаемых учебных дисциплин) и причин отнесения конкретных предметов к разряду предпочитаемых (интересных, любимых, нужных, важных) и, напротив, непредпочитаемых, что обусловлено социальным окружением, сменой приоритетов в обществе.

С целью выявления мотивационных доминант и учебных предпочтений в 2013 г. нами был проведен опрос среди учащихся 5-9-ых классов сельских и городских общеобразовательных школ Московской (шк. № 15 г. Серпухов) и Ивановской областей (шк.-интернат для мальчиков г. Иванова, МОУ СОШ № 1,2,4,8,9,15,20 г. Шуя; Чернцкая, Перемиловская и Мытская школы; шк-интернат. при Свято-Николо-Шартомском монастыре) (выборка составила 727 человек). Полученные данные сопоставлялись с результатами аналогичного анкетного опроса учащихся Москвы, Московской и Пензенской областей, республик Башкирия и Татарстан (в опросе участвовало 2924 ученика 7-11 классов), осуществленного в 1974 году Т.И. Шамовой [4, С. 118-124].

Сопоставляя данные опросов учащихся, проведенных в 1974 и 2013 г.г, нами отмечены следующие тревожные тенденции. Во-первых, данные 2013 года свидетельствуют о явном преобладании влияния на учебную деятельность внешних мотивов: ребенок учится ради поощрения и одобрения со стороны учителей, родителей, друзей либо по инерции, тогда как в 1974 году отмечалось сбалансированное влияние внешней и внутренней учебной мотивации. Среди наиболее действенных учебных мотивов, оказывающих влияние на подростков более 30 лет назад, отмечались социальные мотивы (реализующиеся, по А.К. Марковой [3], в поступках, свидетельствующих о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных, а также в стремлении к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращению к товарищу в ходе учения, инициировании коллективного выполнения заданий учителя и бескорыстной готовности оказать помощь товарищу) и познавательные учебные мотивы, включая мотивы самообразования (состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями, направленности на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний).

В новом веке социальные мотивы учебной деятельности практически не оказывают влияния, тогда как отмечается рост мотивов избегания неудачи и ориентации на получение оценки. Мотив ориентации на оценку выражается в стремлении получить хорошую отметку, похвалу, поощрение. При этом ребенок предпочитает работать индивидуально и при непременном условии, что его работа будет оценена. Для ученика с приоритетным мотивом оценки авторитетным является требовательный и объективный педагог. Часто дети с доминирующим мотивом ориентации на оценку оказываются в школе источником конфликтных ситуаций, если не доверяют оценке товарищей или взрослых или если их самооценка не соотносится с оценкой, которую они получают от окружающих. Элементы соревновательности могут стать хорошим стимулом для таких детей, если при этом отношения внутри классного коллектива не превращаются в жесткую конкуренцию. К негативным проявлениям мотива оценки отнесем: частое игнорирование заданий повышенной сложности или носящих творческий характер, так как достижение результата при выполнении в этом случае не гарантировано; отсутствие интереса к заданиям, не предусматривающих процесс оценивания (достаточно вспомнить распространенный вопрос детей, когда им предлагается новое упражнение: «А это на оценку?», и соответствующая реакция; частые конфликты, если критерии оценивания не были заранее известны и оговорены, особенно при отсутствии навыков самооценивания; постоянный сопровождающий страх перед низкой оценкой, волнение, стремление избежать неудачи всеми доступными способами - списыванием, использованием системы шпаргалок, подсказок).

На вопрос «Почему ты учишься?» ученики современных 7-8 классов предлагали следующие собственные варианты ответов: «Хочу стать взрослым и зарабатывать много денег», «чтобы получить хорошую работу», «чтобы быть крутым парнем» и аналогичные, свидетельствующие о том, что подросток соотносит успешность своей учебной деятельности и будущей взрослой жизни, однако не делает вывод о том, что успешность в целом складывается из ежедневных побед и преодоления трудностей, которыми насыщена учебная жизнь. Кроме того, подобные ответы свидетельствуют о переориентации жизненных приоритетов с социальных на узколичные потребности. Человек, который изначально не ориентируется на социальное окружение, впоследствии может столкнуться с серьезными трудностями в процессе социальной адаптации: окружение не подстраивается под него, а сам он не умеет уступать. И, как следствие, на выходе получаем нереализованность, невостребованность, неуспешность, социальную неадаптированность и конфликтность личности. Иной сценарий развивается только в том случае, если перед нами амбициозная личность, нацеленная на результат, добивающаяся его любой ценой и готовая ради его достижения не считаться с интересами окружающих; либо, напротив, человек, способный и готовый всегда подстраиваться под условия, которые диктует окружение. Однако и в том, и в другом случае социальный комфорт исключается, поскольку окружающие воспринимаются исключительно как конкуренты.

Несомненно, причины такого восприятия кроются в воспитании и в изменившейся за последние годы ориентации современного общества.

Так, представление об «успешном человеке» сводится у современных подростков к его финансовому благополучию, авторитетности среди окружающих, причем авторитет основывается не на интеллектуальном превосходстве, а на высокой самооценке, причем немалую роль играют внешние атрибуты как проявления успешности. Выпускники вузов в силу различных причин (ошибка в выборе профессии, отсутствие вакантных рабочих мест на фоне стареющих кадров, падение престижности выбранной профессии, низкая оплата труда и т.д.) часто не имеют возможности реализовать себя, работая по специальности, следовательно, мотив стремления стать специалистом стал менее значимым. Низкая оплата труда квалифицированных кадров в ряде регионов страны снижает престижность интеллектуального труда и образования в целом. Чувство ответственности перед коллективом утратило свою значимость, так как ровесники не входят в какую-либо единую детскую организацию (например, в некогда популярную пионерскую), имеющую воспитательное воздействие на ребенка, а коллективистская направленность воспитания заменена курсом на развитие индивидуализации. Больше возможностей для организации досуга (Интернет, компьютерные игры) делают менее значимым процесс общения с ровесниками. Все названные причины усугубляют ситуацию социальной незащищенности и дискомфорта.

В результате сопоставления сведений об учебных предпочтениях двух поколений - «отцов» и «детей» (с использованием методик «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Г.Н. Казанцевой [2] и Т.Д. Дубовицкой [1]) - были выявлены следующие особенности. Опрос 2013 года дает картину значительного снижения интереса к учебным дисциплинам в целом. У школьников мало учебных дисциплин, которые они назвали привлекательными, тогда как, по сравнению с 1974 годом, негативно школьники стали воспринимать значительно большее количество дисциплин.

В 1974 году для учащихся среднего звена в группу наиболее популярных предметов входили история, математика, физическая культура, литература, химия. К группе малопредпочитаемых входили география, иностранный язык и русский язык. В 2008 году наибольший показатель предпочтения у физической культуры и истории, а в группу малопредпочитаемых отнесены биология, география, математика, технология, физика, иностранный язык, литература, химия и русский язык.

Среди расположенных по степени популярности причин отнесения школьных курсов к разряду интересных в 2013 году учениками назывались следующие: интересно, так как по этому предмету легко получить отметку; интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях; интересно, так как этот предмет дается мне легко; интересно узнавать о жизни людей и их деятельности; интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

Ответы 1, 3 и 5 являются свидетельством доминирования внешней мотивации. Примечательно, что из серии предлагаемых ни разу не был выбран вариант ответа «Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом», что говорит о низком уровне внутренней мотивации, стимулирующей самостоятельный поиск дополнительных сведений.

Таким образом, изменения, произошедшие в мотивационной сфере современного школьника, в целом коснулись смены приоритетов, изменилось само содержание, наполнение действующих учебных мотивов. Сфера учебной деятельности, а точнее – доминирующая мотивация учебной деятельности, может служить эффективным индикатором для выявления причин социальных проблем, поскольку школьный возраст – это период, в который закладываются основы взаимодействия с окружающими, ориентиров для объективного восприятия социума и себя в этом социуме. Основу конфликтов и проблем социального характера нужно искать именно в этом возрасте. Период обучения ребенка в школе, в силу специфичности учебной деятельности, является одновременно и полем для формирования и тренинга социальных ценностей, способствующих предотвращению в будущем социальных конфликтов.