Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, отраженный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, – это принцип интеграции образовательных областей, который способствует организации образовательного процесса, обеспечивает формирование интегративных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Реализация принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса обеспечивает его целостность и системность. Дети более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно, по мнению Н.А. Ветлугиной, О.В. Дыбиной, З.А. Михайловой, Н.Н. Поддъякова, Р.М. Чумичевой и др.
«Интеграция» относится к общенаучным понятиям и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов [3]. Интеграция компонентов содержания дошкольного образования – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса [4].
По проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиции комплексного и интегрированного подходов в дошкольной педагогике накоплен значительный материал как теоретический, так и практический (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.). Например, Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения компонентов содержания образования детей. В этой связи разрабатываются возможные способы интеграции различных образовательных областей. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач.
Анализ литературы показал, что проблеме содержания, проектирования и интеграции в образовании посвящено значительное количество исследований. Существенный вклад в разработку теоретико-методических основ интеграции дошкольного образования внесли исследователи Е.Ю. Бахталина, М.Б. Зацепина, Н.А. Каратаева, Т.Н. Карачунская, Т.М. Киселева, В.А. Лаптева, Т.Ф. Сергеева и др. Проблеме проектирования содержания образования на основе интегрированного подхода посвящены работы Т.С. Комаровой, А.А. Майер, Б.М. Сухановой и др. Вопросы интеграции в аспекте математического развития детей дошкольного возраста отражены в работах А.М. Вербенец, О.В. Дыбиной, З.А. Михайловой, М.Д. Большаковой, И.И. Целищевой и И.Б. Румянцевой и др.
Интеграция на этапе дошкольного образования рассматривается многими авторами как процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование. Условно выделяют два способа интеграции: объединение («соединение») и координирование («приведение в соответствие»). В научной литературе выделяют следующие видов интеграции: межпредметная интеграция (междисциплинарная); внутрипредметная интеграция (внутридисциплинарная); интеграция дидактических принципов; взаимодействие методов и приемов воспитания и организации непосредственной образовательной деятельности детей (методическая интеграция); интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой); внедрение интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру и др. В частности, О.В.Дыбина выделяет двухуровневую интеграция: интеграция основных направлений развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое) и интеграция образовательных областей.
На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области [1].
По мнению многих ученых и практиков, интеграция как инновационное явление в педагогической практике дошкольной образовательной организации вызывает сложность при внедрении в практику в силу слабой теоретической и методической обоснованности.
Анализ теории и практики дошкольного образования свидетельствуют о наличии противоречия между необходимостью реализации принципа интеграции в образовательном процессе и недостаточной разработкой педагогических условий интеграции математического и языкового компонентов содержания дошкольного образования.
На основании изучения психолого-педагогических исследований мы выявили, что формирование математических представлений оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка: происходит обогащение, расширение и активизация словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.), у ребенка формируются умения согласовывать слова в роде, числе и падеже («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»), строить логико-грамматические конструкции («один меньше двух, два больше одного»), формулировать ответы полным предложением, логически рассуждения.
Процесс формирования математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи. Например, количественные отношения ребенок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т. д., которые осознаются в результате непосредственных действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова-числительные наполняются смыслом и используются с определенной целью − узнать, сколько предметов. При счете ребенок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Происходит обогащение речи и за счет овладения некоторыми специальными терминами (названия арифметических действий, общепринятых единиц измерения, геометрических фигур и т. д.). Их объем крайне незначителен, так как основное содержание речи детей составляет «чисто» бытовой словарь. При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами [5].
В свою очередь, речь – это одна из центральных, важнейших психологических функций организма человека. Она влияет на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Например, развитие математического мышления ребенка дошкольного возраста в значительной степени зависит от развития его речи. Следование словесным инструкциям воспитателя в процессе непосредственно организованной математической деятельности требует от ребенка определенного уровня речевого развития. Если ребенок не может высказывать свои мысли, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.
В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что наиболее оптимальной интеграции математического и языкового компонентов содержания дошкольного образования будут способствовать следующие педагогические условия: используются формы интеграции, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника; обеспечивается организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста при решении интегрированных познавательных задач; осуществляется методическое сопровождение интеграции математического и языкового компонентов содержания дошкольного образования.
Таким образом, интеграция математического и речевого компонентов содержания образования является основой решаемых в дошкольном возрасте задач математического и речевого развития детей.