Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста приобщение к труду осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Однако самообслуживание для малышей представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания педагоги часто обращаются к игровой ситуации. Иногда используется какая-либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умываются дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула».

Проследим, какая связь устанавливается между трудом и игрой детей этого возраста. Вначале детей заинтересовывает не сам процесс самообслуживания, а игровой образ. Через него дети осваивают навык, приобретают уверенность движений. По мере формирования навыков складывается деятельность самообслуживания.

Поэтому в современной теории и практике дошкольного образования, активно обсуждается проблема необходимости использования игровых технологий в процессе приобщения к труду.

Обозначим основные дефиниции - «технология», «игровые технологии».

Технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  1. по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  2. по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  3. по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  4. по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  5. по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология и т. д.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспитанников. К таким технологиям можно отнести различные технологии. Среди них можно назвать игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии и др.

Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо.

Концептуальные основы игровых технологий:

  1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;
  2. Игра-форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе);
  3. Игра-пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский);
  4. Игра-свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев);
  5. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности;
  6. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Реализация в образовательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:

  1. В игре взрослый работает па паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;
  2. Игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
  3. Игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
  4. Игровой процесс вариативен, он не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
  5. Игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей трудовой культуры.

Для детей дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому дошкольники легко вовлекаются в игровую деятельность.

Дети действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию воспитателя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образования, помогает активизировать образовательный процесс, осваивать ряд образовательных элементов. Разрабатывать игровые технологии из отдельных игр и элементов – это забота каждого педагога.

В данной статье мы предлагаем примерный вариант перспективного плана по воспитанию навыков самообслуживания в процессе использования игровых технологий (табл. 1).

Таблица 1

Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания у младших дошкольников в процессе использования игровых технологий

Квартал

Режимные процессы

Образовательные задачи

Элементы игровых технологий

1 квартал

Культурно- гигиенические навыки

-Учить самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой;

- формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, горшком, расческой)

Дидактические игры: «Поймай мыло», «Переливание воды из одного кувшина в другой», «Плыви рыбка».

Игровые упражнения: «Где же наши ручки, глазки и т.п.», «Найди свою щетку», «Сними свое полотенце», «Открой (закрой) тюбик с зубной пастой и т.д.».

Навыки одевания и раздевания

-Учить выворачивать вещь налицо;

-застегивать и расстегивать пуговицы;

-шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками;

-снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности

Дидактические игры: «Такие разные носочки», «Найди пару», «Перекладывание помпонов в банку», «Подбери к шнурку бусинку», «Копилка».

Сюжетно – ролевые игры: "Кукла идет на прогулку», «Я сам одеваюсь, я уже большой», «Я умею раздеваться и аккуратно складывать вещи»

Навыки самостоятельной еды

- Учить правильно, пользоваться ложкой, вилкой;

- учить держать ложку в правой руке;

- пить через соломинку

Дидактические игры: «Перекладывание шаров», «Просеивание фасоли», «Перекладывание бусин».

Сюжетно – ролевые игры: «Кукла Катя обедает», «Катя заболела»

2 квартал

Культурно- гигиенические навыки

- Продолжать учить насухо вытирать лицо и руки своим личным полотенцем;

- прививать навык дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды;

- учить правилам культурного поведения в гостях.

Дидактические игры: «Чистоплотные дети», «Что нужно кукле», «Что ты можешь сказать о них»

Сюжетно – ролевые игры: «День рождения», «Помогаем куклам накрыть на стол», «Готовим обед для кукол»,«У куклы Кати день рождения»

Игровые ситуации: «Стираем одежду и чистим обувь» (с использованием кукольной одежды и обуви).

Навыки одевания и раздевания

-Продолжать учить называть предметы одежды;

- в определенном порядке складывать снятую одежду;

- правильно надевать одежду и обувь.

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери к шнурку бусинку», «Копилка», «Подбери шапочку к носочкам»

«Кукла ложится спать», "Приведи куклу в порядок", "Почистим туфли"

Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», Собираемся на прогулку»,

Игровые ситуации: «Обувь заблудилась», «Маша-растеряша».

Навыки самостоятельной еды

- Совершенствовать навыки пользования ложкой в элементах игры с куклой;

-закреплять знания о последовательности действий с ложкой и вилкой.

Дидактические игры: «Покормим куклу кашей», «Лошадка заболела»

Сюжетно – ролевые игры: «Поможем повару приготовить суп», "Обед у кукол"

продолжение Таблицы 1

3 квартал

Культурно- гигиенические навыки

-Совершенствовать навыки умывания;

-усваивать последовательность выполнения действий;

-ухаживать за младшими (куклами);

-совершенствовать умение пользоваться расческой;

- чистить зубы.

-своевременно пользоваться носовым платком

Дидактические игры: «Девочка чумазая», «Купание кукол» «Водичка, водичка, умой Тане личико!»

Сюжетно – ролевые игры:"Умывалочка", "Делаем прическу», "Почистим зубки"

Игровые ситуации: «К нам гости пришли, накроем на стол?

Навыки одевания и раздевания

-Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его;

- продолжать учить самостоятельно, одеваться и раздеваться;

- закреплять навык умения растегивать и застегивать пуговицы и застежки.

Дидактические игры: «Кукла ложится спать», «Оденем куклу на прогулку».«Что забыла надеть Маня?», «Оденем куклу», «Постираем и погладим кукле одежду»

Сюжетно – ролевые игры: «Куклы проснулись», «Постираем кукле платье»

Навыки самостоятельной еды

-Закреплять элементарные навыки пользования столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой;

- пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Дидактические игры: «Наш малыш», «Сок для зайца», «Покормим зверей салатом», «К нам медведица пришла, медвежонка принесла…», «Покормим куклу кашей», «Покормим зверей салатом»

Сюжетно – ролевые игры: «Кукла Катя обедает», «Катя заболела»

Таким образом, представленный перспективный план может выступить основой образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по их приобщению к самообслуживанию. Он отражает постепенное усложнение содержания, технологических методов и приемов педагога и форм организации режимных процессов с детьми трех-четырех лет.

Итак, использование игровых технологий открывает большие педагогические возможности в приобщении младших дошкольников к самообслуживанию.