Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Ранний возраст, справедливо признается современной наукой и практикой, как уникальный и неповторимый. В этот период закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности, его творческий потенциал. То, что ребёнок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.

Неслучайно, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования утверждается такой основной принцип, как полноценное проживание всех этапов детства, в том числе и раннего возраста, обогащение (амплификации) детского развития [1, с. 4]. Амплификация детского развития – это максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения со сверстниками и взрослыми [1].

Одним из действенных средств разностороннего развития ребенка является театрализованная деятельность, объединяющая в себе несколько видов художественно-творческой деятельности (сценическая, литературная, музыкальная, изобразительная, зрительская). Учитывая данное положение, образовательные организации уделяют большое внимание развитию театрализованной деятельности детей с раннего детства, находятся в постоянном поиске нетрадиционных форм и методов использования театрализованных игр в разных формах организации образовательного процесса.

В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций г. Магнитогорска широкое распространение получил театральный мини-фестиваль, представляющий собой смотр достижений и обмен опытом работы педагогических коллективов по проблеме развития детей средствами театрализованной деятельности. Участниками данного мероприятия, как правило, являются дети, воспитатели, музыкальные руководители, специалисты и родители.

Первый театральный мини-фестиваль с участием детей раннего возраста, названный «Солнечные лучики», был организован и проведен весной 2006 года в рамках МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Магнитогорска. Результаты порадовали: малыши с большим желанием принимали участие в спектакле, улучшилась звуковая и интонационная сторона их речи, заметно произошло развитие эмоциональной сферы детей. На методическом объединении 142 микрорайона был представлен материал из опыта работы по проведению театрального мини-фестиваля «Солнечные лучики», который нашел поддержку со стороны других образовательных организаций города. Начиная с 2008 года мини-фестиваль «Солнечные лучики» для детей раннего и младшего дошкольного возраста стал проводиться ежегодно среди детских садов 142 микрорайона г. Магнитогорска [2].

chlest1.wmf

При организации и проведении театрального мини-фестиваля учитываются следующие основные требования:

  • добровольное участие;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка при выборе постановки и назначении на роль;
  • систематическая и последовательная подготовка театрального спектакля;
  • участие в мини-фестивале – не самоцель, а средство развития ребенка;
  • создание для детей комфортной среды во время проведения мини-фестиваля (доброжелательное отношение взрослых, своевременная помощь и т.д.);
  • обязательная оценка и поощрение всех участников [3, с. 39].

Остановимся на этапах подготовки к театральному мини-фестивалю:

Этап 1. На начальном этапе важно заинтересовать детей раннего возраста театрализованной деятельностью, прежде всего, кукольным театром, как наиболее близким и понятным. Кроме того, дать образцы для накопления художественных впечатлений (просмотры небольших кукольных представлений с участием детей старшего дошкольного возраста, показ разнообразных действий с игрушками, деятельность детей с игрушками и т.д.).

Этап 2. Выбор литературного произведения для постановки. При осуществлении отбора нужно исходить из возрастных особенностей детей, их эмоционального отклика на произведение, а также возможности ярко и интересно инсценировать его. Целесообразно организовать конкурс среди родителей на лучший сценарий.

Этап 3. Знакомство со сказкой и ее анализ (рассказывание сказки педагогом с показом кукольного театра (игрушек, картинок), беседа по содержанию). Основной метод – многократное повторение.

Этап 4. Подбор и изготовление кукол и атрибутов к спектаклю с участием родителей.

Этап 5. Подготовительные дидактические игры по знакомству с героями и запоминанию текста (пальчиковые и подвижные игры, игры-имитации, упражнения на звукоподражание, координацию речи и движений, воспроизведение содержания сказки с помощью картинок и др.).

Этап 6. Репетиции (распределение детей на роли, последовательное воспроизведение сказки при небольшой помощи взрослого).

Этап 7. Создание театральной афиши. Дети раннего возраста также могут принять участие в создании театральной афиши. Концепцию данной работы следующая: 1) основной принцип – сотворчество педагога и детей; 2) основные средства достижения результата – игровая мотивация, постановка игровой задачи; метод адекватных эмоций – побуждение к сопереживанию; 3) коллективный характер работы – совместно-индивидуальная форма коллективной работы; 4) принцип смешанной техники – применение различных материалов, а также традиционных и нетрадиционных изобразительных техник (печать смятой бумагой, пальчиковое рисование) и материалов (осенние листья, пуговицы и пр.) [2, с. 32].

Этап 8. Выступление на театральном мини-фестивале, награждение участников и победителей.

Учитывая всё вышесказанное, следует отметить, что дети третьего года жизни могут быть непосредственными участниками театрального мини-фестиваля. В ходе его подготовки и проведения происходит развертывание разнообразных видов детской деятельности, а также общения со сверстниками и взрослыми, что способствует обогащению развития детей раннего возраста и реализации требований ФГОС.