Современные информационные и коммуникационные технологии проникли во все сферы общественной жизни. Наряду с глобализацией исследователи [1-3] отмечают новый вектор в совершающейся ныне трансформации общества - его «виртуализацию», понимая под ней переход основных видов деятельности в виртуальное пространство сети Интернет. Коммуникативная активность людей массово переносится на взаимодействие в режиме онлайн. Это касается коммуникаций во всех сферах жизни. В этом плане образование, как один из наиболее важных видов человеческой активности не может находиться в стороне от этого процесса.
Одним из ключевых проявлений процесса виртуализации общества в контексте образования является тенденция дигитализации образования и в частности, возникновение онлайн-обучения, когда преподаватель и студент уже не коммуницируют друг с другом непосредственно, а лишь с помощью технических средств.
Онлайн-образование сегодня – это наиболее характерное проявление процесса дигитализации обучения в эпоху всеобщей виртуализации общества и всеобщего распространения информационных технологий. Поэтому изучение их влияния на общество и высшую школу следует считать актуальной задачей сегодняшнего дня.
Указанная проблематика той или иной степени освещалась на страницах научно-педагогических изданий. И хотя эти публикации не исчерпывают ее глубинную сущность, они вполне могут быть оценены как теоретико-методологическое основание и база для проведения исследования.
Содержание, основные направления и средства «инновационного развития образования» обсуждаются в работах В. Бакирова, Н. Корытниковой, Е. Горошко.
Н. Корытникова [1, с.90] говорит о процессах виртуализации и информатизации общества, в котором онлайн-обучение возникает как отклик на нужды современного образования А, в статье В. Бакирова формулируются определенные сценарии развития образования и инновации, которые могут как способствовать развитию и модернизации высшей школы, так и препятствовать этому [2, с.564].
Е. Горошко анализирует технологии веб 2.0, которые нашли свое применение в современном образовании, переходя, таким путем к образованию 2.0 [3, с.450].
Концепцию E-learning, ее становление и развитие рассматривает в своей работе Доунс [4]
Информационные процессы в различных сферах общественной жизни, в том числе и в образовании рассматриваются в работах А. Наумова [5].
Дж. Риз и Д. Колер в своих статьях оценивают современную систему онлайн-образования и делают попытку прогноза развития данной сферы обучения на ближайшее время [6-7].
Проблему информатизации и наполнения образовательного процесса новыми технологиями разрабатывают Р. Дорофеев [8].
Однако изучение роли и значения информационных технологий как средства инновационного развития образования нельзя считать завершенным. Существует ряд аспектов, которые не имеют в литературе более или менее удовлетворительного освещения. Речь идет, прежде всего, о формате информатизации и дигитализации, границах и последствиях этого процесса, возможности реализации личностного подхода, психологическое обеспечение и т.п. Такое исследование в дискурсе данной проблематики является целесообразным и необходимым. Цель настоящей статьи – анализ особенностей возникновения и развития онлайн-образования и МООС в контексте дигитализации высшего образования, освещение преимуществ и недостатков данных образовательных систем.
Некоторые исследователи называют увеличение числа источников информации ключевым факторов виртуализации (и дигитализации) общества [1, с.90]. ТВ и компьютер стали символами современности. Человек может, сидя перед экраном, собирать информацию практически по любому вопросу со всего мира, современные медиа открывают возможности обращения к культурным и интеллектуальным ресурсам, охватывающим музыку, живопись, литературу, науку, философию, политику. Что раньше требовало соответствующего образования, социального статуса, свободного времени и материальных средств, то теперь становится общедоступным [1, с.92]. Система образования утратила свое господствующее положения единственного «просветителя» и «проводника», медиа успешно справляются с этой ролью не хуже, а зачастую и лучше. Совершенно очевидно, что система образования должна меняться на качественном уровне, на уровне взаимодействия преподавателей и студентов и позиционирования себя в общественной системе.
Однако, вместе с тем, система образования и приобрела полезный инструмент для решения своих насущных вопросов. С помощью современных технологий, таких как широкополосное онлайн-вещание, можно решать гораздо больший спектр образовательных задач, чем раньше. Благодаря этой технологии могут быть преодолены условности в виде времени (лекцию можно записать или начать в согласованное заранее время), языка (субтитры или синхронный перевод уже хорошо себя зарекомендовал даже на машинном уровне). Современные технологии способны оказать существенную помощь в решении проблем, связанных со здоровьем и запоминанием - лекция записывается и может быть просмотрена позже в случае болезни или непонимания материала.
Существует необходимость проанализировать ключевые тенденции, присутствующие сегодня в высшем образовании, которые возникли, как ответ на изменения качества и форм упомянутых выше коммуникационных процессов, об исследовании этих изменений и анализе возникающих тенденций. Бакиров В. С. выделяет семь ключевых сюжетов развития современного высшего образования. В одном из них говорится об изменениях в содержании и формах деятельности преподавателей в свете развития коммуникационных технологий [2, с.564].
Речь идет о том, что в современных обществах возникла острая проблема - необходимость радикального изменения функций преподавателя. Как уже говорилось выше, в наше время стремительное распространение информационно-компьютерных технологий существенно изменяет традиционные роль и функции преподавателей. Вместо того, чтобы предоставлять студентам информацию, преподаватель должен помогать эту информацию найти самостоятельно, ориентироваться в информационных потоках. Высшее образование должно перейти от традиционной «наставнической» модели обучения, по которой сознание студентов наполняют профессиональными и другими знаниями, которые, однако, не являются универсальными. Множество поколений преподавателей формировались в этой педагогической парадигме, и зачастую призывы отойти от нее упорно игнорируются [2, с.564]. И сегодня, как никогда, остро стоит задача перейти к «креативной» парадигме обучения, где как раз главную роль должны сыграть современные коммуникационные технологии. Академическое общество не всегда принимает и применяет новые ИКТ для чего-то кроме как для передачи готового академического знания студентам, в то время, как виртуализация общества уже сделала этот процесс весьма малоэффективным в силу того, что простая ретрансляция знания может существовать и без участия преподавателей. И если технологически современный мир готов перейти на массовое онлайн-обучение, то зачастую образовательные структуры не готовы к этому.
Сегодня все чаще говорят о возникновении новой образовательной модели, «образования 2.0», как одной из следствий и спутников дигитализации (также дигитализацию можно рассматривать как платформу, благодаря которой и возникнет образование 2.0). Под образованием 2.0 понимают совокупность базовых принципов, определяющих образовательные стратегии, которые реализуются с помощью виртуальных социальных сетей и мобильных Интернет-технологий [3, с.453].
Ключевой момент, который связывают с возможностью развития «образования 2.0» - распространение веб-2.0 технологий. Можно сказать, что «образование 2.0» является экстраполяцией принципов Веб 2.0 на образование. Часто говорят о формуле «Образование 2.0 = Образование + Веб 2.0».
Впервые термин «электронное образование» или «E-learning» появился около 20 лет назад, на заре развития Интернета [4]. Тогда «электронное дистанционное образование» представляло собой громоздкий учебник в цифровом виде с обязательным тестом в конце, который должен был пройти учащийся. Ни о какой двусторонней коммуникации речь не шла, так как технологии того времени не были в состоянии обеспечить это.
Однако, с развитием ИКТ, двусторонняя коммуникация стала реальностью, Веб 2.0 полностью построен на этой модели взаимодействия пользователей.
Не могло не сказаться это и на системах E-learning. Исследователи начали выделить E-learning 2.0, что означает использование технологий Веб 2.0 в процессе обучения. Современные дистанционные курсы отошли от традиционной парадигмы одностороннего обучения, когда студенты не имеют возможности общаться ни с преподавателем, ни между собой.
Сегодня можно уверенно сказать, что онлайн-образование это реальная альтернатива традиционному высшему образованию. Дистанционное образование, как минимум, намного дешевле, а то и вовсе бесплатно. Несмотря на это, онлайн-образование пока что только начинает свой путь в ВУЗах. Проблема кроется в том, что несмотря на то, что технологии уже совершили необходимый скачок, общественное сознание еще только приближается к этому[2, с.564]. Потому что обучение в университете это не только изучение курсов и сдача экзаменов, это часть современной жизни, общение, построение взаимоотношений, особенная студенческая среда. Все эти вещи не могут быть компенсированы с помощью онлайна. Впрочем, в последние 2-3 года можно проследить рост количества проектов онлайн-обучения.
Не остались в стороне и ВУЗы Украины. Система дистанционного обучения (e-learning) - это инновационный подход, включенный в Национальную программу информатизации Украины. ХНУ им. В. Н. Каразина открыл собственный факультет дистанционного онлайн-обучения еще в октябре 2012 года. Кроме программ бакалавриата и магистратуры Центр e-learning совместно с Центром последипломного образования организовали курсы повышения квалификации для преподавателей и сотрудников университета по программе «Технологии дистанционного обучения в высшем учебном заведении». Курсы проводят сертифицированные преподаватели Центра ЭО на базе компьютерных классов университета. На текущий момент 182 преподавателя и сотрудника университета окончили курсы и получили сертификаты, дающие право разработать и преподавать свою дисциплину дистанционно.
Обучение осуществляется согласно стандарту дистанционного интерактивного обучения SCORM. Главный принцип дистанционного обучения, декларирируемый в ХНУ - использование виртуального пространства для взаимодействия преподавателя со студентом. При этом в основе получения образования дистанционно лежит не стопроцентно самостоятельная работа, а достаточно тесный контакт и общение с преподавателем в нужном для усвоения материала объеме.
На данный момент выделяют 2 возможных направления развития онлайн-образования:
- Массовые Открытые Онлайн Курсы (или MOOC — massive open online courses) от таких провайдеров как Coursera, Udacity, eDx, Khan Academy и других.
- Многие традиционные (оффлайн) университеты предлагают программы обучения онлайн (это новый уровень заочного обучения). Чаще всего в сети встречаются предложения от Penn Foster College, University of Phoenix, Kaplan University [5].
Тем не менее, оба направления развития не решают проблем традиционного высшего образования и, пока, не могут быть альтернативой.
Дафна Колер, сооснователь проекта Coursera выделяет следующие положительные черты образовательных онлайн-курсов:
- знания и образование, которые раньше были доступны лишь малому количеству людей, сейчас открылось практически всем, у кого есть компьютер и Интернет (курсы бесплатны);
- студенты интегрируются и кооперируются не только оффлайн, но и онлайн;
- так как количество студентов велико, студенты сами проверяют задания друг у друга, если речь идет о сложных проверках, как например оценка эссе или других творческих заданий;
- такая система образования (mastery learning) намного эффективнее классической и становится ближе к эффективности обучения 1 на 1 (индивидуальное получение знаний: один студент — один преподаватель). Если рассмотреть распределение студентов при классическом лекционном обучении — то успешно усвоят материал примерно 50%. Тогда как при обучении 1 на 1 успешно усвоят материл 98% студентами. На данный момент основная проблематика онлайн-курсов, по мнению Дафны, – это решить задачу «двух сигм» — то есть приблизить эффективность онлайн-образования к образованию «один на один» путем «мастери лернинг» и персонализации обучения [6].
Однако, существуют и недостатки данной системы. Джонатан Риз в своей критической статье говорит о том, что хотя онлайн-курсы, очень похожи на обычные, «традиционные» университетские курсы, но есть один важный момент – они рассчитаны на десятки тысяч людей одновременно. По его мнению, невозможно учить десятки тысяч людей чему-то одновременно[7].
Исследователь считает, что все, что можно делать через Интернет – это передавать информацию, но никак не образовывать, поскольку образование является чем-то большим, чем просто передача данных. Это еще и обучение студентов тому, что делать с этими данными, а также навыки, которые позволят им самим узнавать новую информацию.
Риз также указывает на проблему оценки знаний студентов онлайн-курсов. В большинстве случаев знания оцениваются с помощью тестов, которые даются после небольших видео с лекциями. Риз пишет, что любой имеющий хоть малейшую заинтересованность в образовании человек никогда не стал бы учить таким образом.
Исследователь указывает на то, что процент тех, кто бросает онлайн-курсы, около 90%, поэтому ««Coursera» может давать доступ к образованию любому человеку в мире, если у него есть Интернет, но не может давать никаких гарантий, что кто-нибудь чему-нибудь действительно обучится» [7].
Кроме того, автор выделяет проблему «суперпрофессоров» — преподавателей-звезд онлайн-курсов, существование которых может дорого обойтись большинству обычных сотрудников университета, поскольку станет непонятным, зачем нанимать на работу нового преподавателя и вообще держать большинство сотрудников, если можно просто включать лекции лучших профессоров.
Хотя, безусловно, роль преподавателей в университетах отличается от роли лекторов онлайн-курсов. В то время, как первые всегда готовы помогать и отвечать на вопросы студентов, вторые зачастую недоступны или труднодоступны. Однако, в наших реалиях можно отметить, что лектор ВУЗа, ежегодно повторяющий один и тот же материал, не предлагая студентам ни актуальной информации, ни иных видов активности, кроме традиционных, проигрывает онлайн лектору. Хотя бы потому, что система рейтинга профессора из МООС заставляет его постоянно совершенствовать свою программу.
Дорофеев Р. А. выделяет следующие проблемы, возникающие с онлайн-образованием, которые хоть и коррелируют с упоминавшимся Ризом, но все же имеют свои особенности.
- Работодатели не доверяют образованию полученному онлайн;
В лучшем случае работодатель проведет дополнительное собеседование, чтобы проверить уровень знаний. В худшем, резюме просто проигнорируют. Если работодатель будет выбирать из 2-х кандидатов на должность и один из них учился «традиционно» а другой «онлайн», то, очевидно, первый будет иметь преимущество. Это стереотип и нужно время и много положительных примеров чтобы его преодолеть.
- Онлайн-курсы не дают практических умений;
Как студент онлайн-курса может опробовать свои знания на практике? Для некоторых специальностей, таких как программирование это можно сделать за компьютером. Но нет способа практиковаться онлайн в физике или химии. И это проблема для большинства специальностей.
- Отсутствие систематизированности. Если погуглить фразу «online course» то в результатах поиска будет множество платных и бесплатных курсов. Среди них много лишнего, совсем не того что нужно.
- Отсутствие стандартов описания курсов. Какие предварительные знания нужны для курса? Каждый поставщик курсов составляет описание курса по-своему. Кто-то пишет в секции предварительные знания — «базовые знания математики». Но это слишком широко. Если студент хочет изучить курс «базовая химия» от Преподаватель №1 и потом курс «Advanced chemistry» от Преподаватель №2, то как знать, что первый курс есть правильным предварительным курсом ко второму? Нужен один стандарт структурированного описания знаний и умений для всех онлайн-курсов и программ [8].
Развитие информационно-коммуникационных технологий вызвало много изменений в развитии различных сфер общественной жизни и вызвал появление многих современных процессов и тенденций. Образование не является исключением. Можно сказать, что каждый этап в развитии технологий приводит либо создает новую образовательную парадигму. В эпоху Гуттенберга учебник был положен в основу образования, а его главной целью стала эффективная передача знания и его академических канонов. Однако последние пятьдесят лет развития эры цифровых технологий показали, что образовательная система сфокусировалась на конструировании знаний путем обработки информации. Образовательные тенденции последних нескольких лет уже в 21 веке показывают, что благодаря мобильным технологиям и Интернету образование становится не «лекцией», но «диалогом» между преподавателем и обучающимся. Образование переходит от потребления знания – к его производству, от авторитарности образовательного процесса - к сотрудничеству, от формата лекций – к обсуждению, семинару, усилению консультативного компонента в обучении.
Можно сказать, что в данный момент мы наблюдаем переход от «репродуктивной» парадигмы образования к «креативной». Возможным этот переход становится только благодаря непрерывному взаимодействию человека, технологий и общества. Благодаря развитию технологий сегодня возможна полноценная реализация онлайн-образования – это первого этапа становления креативной парадигмы. Пока еще не лишенный недостатков, но уже вполне конкретный, работающий и приносящий пользу.