Гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьников, их положительную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и отражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействия членов школьного коллектива. По исследованиям И. Беха, И. Дичковской, Т. Ткачука и других ученых демократическое общество не только позволяет образованию реализовать свой гуманистический потенциал, но и создает условия для его обогащения, выдвигая на первый план его развивающую, человекообразующую функцию. Такая направленность образования проявляется: в открытости самой образовательной структуры по отношению к другим социальным институтам; во взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса; в свободе выражения и реализации различных точек зрения; признание прогрессивным и ведущим личностное развитие ребенка; создание ситуации успеха для тех, кто учится.
Ситуация успеха, по мнению И. Беха, дарит атмосферу дружбы и взаимопомощи, уверенность и защищенность. Учитель должен поддержать источник внутренних сил ребенка, источник, который дает энергию для преодоления трудностей и формирование желания учиться.
Цель статьи – раскрытие эффективности технологии «Ситуация успеха» для учащихся начальной школы через применения учителем соответствующих алгоритмов и методических приёмов.
В основе педагогической технологии «Ситуация успеха» лежит личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Ситуация успеха – это субъективное психическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения исполнителя дела, создателя явления.
С педагогической точки зрения (по И.Дичковской) ситуация успеха – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность следовала в своей деятельности, или совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний) или превзошел их.
С социально-психологической точки зрения успех – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами их деятельности [2,7].
Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок определяет этот результат как успех. Каждому педагогу следует обратить внимание на этот постулат. Объективная успешность деятельности ребенка –успех внешний, так как качество результата оценивается свидетелями действия. Осознание ситуации успеха самим же учеником, понимание ее значимости возникает у субъекта после преодоления своей трусости, неумения, незнания, психологического поражения и других видов трудностей.
Главная цель деятельности учителя – создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы. Задача педагога – помочь личности ребенка вырасти в успехе, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, дать понять, что даром в жизни ничего не дается, везде необходимо приложить усилия. И успех будет эквивалентным затраченным усилиям.
Технология «Ситуация успеха» производит ценное человеческое качество – стойкость в борьбе с трудностями. А неудачи, которые произошли, его не сломали и не остановили [4,37]. Нет более ценных мотивов для обучения, чем интеллектуальные, в основе которых лежит проблема познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны.
Как пример, рассмотрим методические приемы создания «ситуации успеха»:
«Радость класса» – эмоциональный отклик окружающих на успех ученика класса, констатация любого, даже незначительного положительного результата деятельности, внушения у ребенка веры в себя.
«Линия горизонта» – первый успех ребенка сразу подхватывается учителем, предлагается повторить задание на более сложном уровне, как «отодвигая» линию горизонта.
«Авансирование» – учитель в индивидуальной работе выполняет с учеником задачи, объясняя ему сложные места, а затем в классе дает подобную задачу, которая самостоятельно выполняется учеником, и он чувствует успех.
Практика показывает, что осознание ситуации успеха самим учеником, понимание ее значимости возникает только после преодоления ребенком своей робости, неумения, незнания и других видов трудностей. Создание познавательного интереса является предметом исследования учителя, который формирует радость познания по определенному алгоритму:
- Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах.
- Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, убеждает ребенка в своих силах и возможностях. (У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь в положительном результате.).
- Скрытый инструктаж ребенка о способах и формах осуществления деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем пожелания. (Возможно, лучше начать с ...; выполняя работу, не забудьте о...).
- Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, кого осуществляется эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. (Без твоей помощи твоим друзьям не справиться ...).
- Персональная исключительность. Определяет важность усилий ребенка в деятельности, которая осуществляется. (Только ты мог бы, только тебе я могу поручить).
- Мобилизация активности или педагогическое выполнение. Побуждает к выполнению конкретных действий. (Мы очень хотим начать работу...).
- Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить не результат в целом, а какой-то отдельной детали. (Больше всего мне понравилось в твоей работе; а больше тебе удалось) [2,10].
Педагог должен заботиться о том, чтобы учебно-воспитательный процесс, который он организовывает, включал в себя ситуацию успеха. И это должно касаться деятельности как индивидуальной, так и групповой. Чтобы способствовать успеху ребенка в деятельности, нужны вполне определенные психолого-педагогические воздействия. Педагог должен обладать силой суггестивного воздействия с помощью элементов педагогической техники.
«Начинай!» – в этом коротком обращении собирается вся энергия воздействия учителя. Однако, ни в коем случае педагог не должен злоупотреблять способностью к внушению. Для учителя важно понимать внутренний мир ребенка, уважать его переживания. Как только ученик почувствует, что учитель интересуется его эмоциональным состоянием, стремится понять его и помочь, то примет замечания, доверится учителю. И тогда на плечи учителя ляжет еще большая ответственность за последствия своих педагогических действий [3,65].
В педагогической технологии «Создание ситуации успеха» особое значение уделяется вербальной инструментовке. Она может иметь следующий вид: «Я думаю, что удобнее всего было бы сделать...», «Мне кажется, здесь в центре внимания находится...», «Я знаю, что люди обычно начинают с...», «Достаточно выполнить эту часть – и...».
Главное, что нужно учителю, приступая к работе по педагогической технологии «Создание ситуации успеха», – это создать оптимистичную установку ребенку, забыть на время о его «недостатках», увидеть только перспективные линии его развития [2,12].
Использование ситуации успеха должно способствовать: повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебной работы, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью и, соответственно, обеспечить успех в обучении. Каждый ребенок имеет определенные способности. Наша задача – отыскать маленькие побеги таланта, развивать их. Создание ситуации успеха, вера в ребенка и учет его индивидуального стиля деятельности наиболее продуктивно влияет на мотивацию учащихся, которые впоследствии действуют по сценарию «Победителя».