Формируя личность посредством специальных упражнений на занятиях по физической культуре, необходимо охватывать максимально большой контингент учащихся. Существует множество методических рекомендаций, касающихся вопроса работы с фактически здоровыми студентами, однако намного меньше изучен вопрос работы с учащимися, которые по причине определённых заболеваний отнесены к специальной медицинской группе. Известно, что на ранних стадиях определённые заболевания подлежат полному излечиванию, например, диабет. Следовательно, необходимо проводить активные занятия со студентами, включёнными в спецгруппу, однако без должного методического обеспечения это строго запрещено. Заниматься по общей программе со здоровыми учащимися они не могут, так как для обеспечения положительного влияния на организм физических упражнений, нагрузка должна соответствовать уровню их физической подготовленности. Основным камнем преткновения для успешной работы со студентами из специальных медицинских групп является критерий определения нагрузки. Например, В.М. Мачинский авторитетно заявляет, что следует отталкиваться от функционального состояния человека, но при этом целый ряд специалистов указывают на то, что при работе с таким контингентом первостепенное значение имеет диагноз. Наиболее комплексный подход можно увидеть у А.З. Алимова, который при работе с такими занимающимися предлагает учитывать целый ряд факторов:
- Заболевание человека: его стадию и форму
- Уровень физического развития занимающегося
- Степень его подготовленности к физической деятельности
Не меньшую дискуссию вызывает методика занятий с таким контингентом учащихся и форма их организации. Есть мнение, что оптимальным было бы создание мобильных малочисленных групп из студентов, имеющих схожие диагнозы. Группа должна состоять из 8 – 12 человек, занятия проходить по программе ЛФК. Некоторые авторы, например, С.Ф. Кобзарь считает, что требуется улучшать адаптационные свойства организма, используя самые действенные средства физической культуры: гимнастику; закаливание. В.С. Петрова, в свою очередь, предлагает сосредоточиться на профессионально-прикладных средствах, мотивируя это тем, что в рамках обычных занятий традиционными средствами нельзя кардинально улучшить психофизическую подготовку человека, в то время как специализированные упражнения способствуют лучшему вхождению человека в дальнейшую жизнь и производственную деятельность.
Формирование физической культуры личности будущего специалиста немыслимо без умения рационально корректировать своё состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности. Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды[1].
Поэтому необходимо создание таких индивидуальных программ, в рамках которых каждый студент сможет получить постоянную информацию о своём заболевании, при этом следует допустить студентов к разработкам этих программ с тем, чтобы помочь им в дальнейшем самостоятельно планировать физические нагрузки с учетом своих индивидуальных особенностей.
Учитывая высокую заболеваемость студентов, в современных социально-экономических условиях особое значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Самостоятельные занятия физическими упражнениями позволяют увеличить двигательную активность студентов, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический статус[2].