Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1

Актуальность проблемы нравственного воспитания среди молодежи обусловлена тем, что у части выпускников средних школ, пришедших для дальнейшего обучения в ВУЗ, оказываются слабо сформированными такие важные личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм. Период обучения в вузе – важнейший период в жизни студентов. именно в вузе закладываются те качества специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности, и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности [1]. Среди проблем, которые волнуют практически всех, на первый план выступает круг вопросов, связанных с безнравственностью. Существует противоречие между требованиями общества к формированию нравственности у молодежи и недостаточной разработанностью решения этого вопроса. Мощным потенциалом в формировании морально-волевых качеств подростков и гармонично развитой личности в целом выступает физическая культура и спорт. Физическая культура, как учебный предмет, имеет сложное строение. Она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств, психологической устойчивости нервно-эмоциональной, умственной сферы студентов[2].

В настоящее время большое внимание уделяется изучению проблемы формирования нравственных качеств личности учащихся и влияния преподавателя физической культуры на их мировоззрение. На современном этапе гуманистические начала нравственного воспитания утрачивают свои ведущие позиции в обществе, поэтому преподавателю в работе со студентами необходимо учитывать потребности и способности занимающихся, мотивы поведения, их интересы, волю и характер. Специфическим средством развития личности в практике физического воспитания студентов выступает особого рода педагогическая среда, в которой обучающийся получает возможность приобрести «опыт быть личностью» (принимать самостоятельно решения, осуществлять рефлексию собственных действий, проявлять позицию, помогать товарищам, чувствовать себя частью «команды», включать механизмы волевой саморегуляции и пр.). Кроме того, личностная ориентация учебного предмета «физическая культура» предполагает воспитание у студентов культуры здоровья, ценностного отношения к здоровому образу жизни, содействие их телесному и духовному саморазвитию [3]. Своеобразие нравственного аспекта физического воспитания заключается в неразрывном единстве проявления моральных и волевых качеств личности. Спортивная деятельность доставляет эмоциональное удовлетворение от победы над собой, от достижения высоких спортивных результатов. Радость борьбы и победы усиливается, если это чувство преломляется сквозь призму интересов коллектива, команды. Кроме того, решая задачи физической подготовки, следует отдавать предпочтение тем средствам физического воспитания, которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки, воспитывают активную жизненную позицию личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств. Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в целом и органически входит в педагогическую систему современной школы. Образование и воспитание молодого поколения является важнейшим условием воспроизводства материальной и духовной жизни, обеспечивающим преемственность процесса развития. Перспективы дальнейших научных исследований в этом направлении должны предусматривать изучение работы учебных заведений, направленных на воспитание морального поведения молодежи и внедрения новейших средств, методов физической культуры с целью воспитания всесторонне развитых личностей. Телесное, психическое и духовное, взятые по отдельности или попарно, не могут отразить целостного понимания мироздания.