Современный студент помещен в такую среду обитания, где главенствует компьютер, телефон. Плотность, насыщенность студенческой программы обучения и уровня жизни настолько высоки, что студенту приходится прикладывать значительные усилия, чтобы приспособиться к ней. Как известно, на всех этапах жизни необходимы наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния физического развития, изучение динамики показателей физической подготовленности студентов. Мониторинг технологии учебного процесса – это система сбора, обработки, хранения и использования информации об учебном процессе, это управление его ходом, позволяющее определить состояние учащихся в любой отрезок времени множеством определенных свойств, необходимых и достаточных для вывода адекватной модели обучения и прогнозирования дальнейшего изменения состояния студентов. Диагностика физического развития студентов проводится для того, чтобы проверить физическое состояние, выявить уровень соответствия студента возрастным нормам, физической подготовленности, а также его работоспособности. Это нужно и для осуществления индивидуального подхода во время физического воспитания студента. Кроме того, при диагностике идет сбор информации, запись данных, несущих полную информацию о физическом состоянии студента.
Для проведения диагностики физического развития в любом возрасте предлагаются следующие уровни диагностики: диагностика физической подготовленности; диагностика физического развития; диагностика двигательной активности; диагностика функционального состояния. Диагностика позволяет проводить обследование физического состояния студента, или группы студентов, давая при этом общую оценку их физического развития. Физической подготовленностью студента называют степень сформированности навыков различных видов движений, таких как прыжок, бег, метание, развитие его физических качеств, таких как ловкость, сила, гибкость, быстрота, наличие координационных способностей. Оценка физических способностей огромный процесс, который сочетает в себе наблюдение за студентом при занятиях спортом, и в процессе его жизни. Объективность оценки при диагностике физического развития студентов определяется знанием закономерностей развития и возрастных особенностей молодых людей. Для диагностики физических качеств у студентов применяются контрольные упражнения. Комплексное тестирование физического состояния организма, с использованием широкого набора тестов, обеспечивает многомерную оценку объекта наблюдений. Используемые тесты должны обеспечивать характеристику состава тела, основных свойств нервной системы, особенностей энергетического обеспечения, уровня двигательной подготовленности. Физическое самосовершенствование рассматривается как динамическое состояние, которое характеризует стремление студента к целостному развитию с помощью избранного вида спорта, или физкультурно-спортивной деятельности. Занимаясь физическим самосовершенствованием, студенту необходимо подобрать средства, которые будут наиболее полно соответствовать его морфофункциональным и социально-психологическим особенностям личности. Применение двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности позволяет самостоятельно определить основные направления тренировочного процесса, содержание и нормы самостоятельных тренировочных нагрузок на следующий этап подготовки. По результатам двигательных тестов можно самостоятельно фиксировать реакцию организма студента, конкретные виды нагрузок.
Таким образом, применение двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности позволяет студентам овладевать и активно использовать самые разные физические упражнения, улучшать свое физическое состояние, физически совершенствоваться. Как известно, физическое совершенство показывает степень физических возможностей человека, позволяющих ему наиболее успешно использовать имеющиеся силы, принимать участие в необходимых обществу и желательных для него видах социально-трудовой деятельности, усиливающих его адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Физическое самосовершенствование является желаем и очень нужным элементом личностной структуры студента.