Введение
Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются малокомплектными школами (МКШ), что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности - 4139 (68,6%) – МКШ. Для них характерны предельно низкая наполняемость и совмещение классов, многопредметность в нагрузке учителя [2].
В связи с этим остро стоит вопрос учета особенностей обучения в малокомплектной начальной школе и вопрос подготовки педагогов к работе в условиях малокомплектных сельских школ. Одним из путей решения этой проблемы видится во введении элективных курсов в учебные планы образовательных программ направления «Образование». Так, в учебный план специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения в дополнение к обязательному курсу «Теория и технология организации педагогического процесса в малокомплектной начальной школе» может быть введена дисциплина «Теория и технология обучения математике в малокомплектной начальной школе».
Цель исследования
Раскрыть закономерности и принципы обучения математике в малокомплектной начальной школе; формирование у будущих учителей знаний, умений и навыков, необходимых для организации учебного процесса в условиях малокомплектной начальной школы.
Материал и методы исследования
Изучение курса “Теория и технология обучения математики в малокомплектной начальной школе” обусловлено социально-экономическими условиями и требованиями образовательной политики Республики Казахстан, предполагающими создание и развитие общеобразовательных школ в сельской местности.
Задачи курса:
-раскрыть специфику организации и проведения уроков математики в МКНШ;
-сформировать умение планировать однопредметные и разнопредметные уроки;
-выработать творческий подход к планированию изучения разделов и тем математики, циклов уроков;
-способствовать освоению своеобразия организации и проведения самостоятельной работы.
В процессе разработки учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) были проведены анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки педагогов, ознакомление с учебно-методической документацией, анализ учебных программ средней школы, образовательной практики в школах Алматинской области, беседа со студентами и учителями школ, наблюдение за учащимися.
Результаты исследования и их обсуждение
В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса [1]. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.
Поэтому в содержание данной дисциплины включены темы, при изучении которых рассматриваются вопросы инновационного подхода к обучению и воспитанию младших школьников.
Приведем фрагменты из УМКД.
Лекционные занятия и их содержание
Тема 1. Научно-методические основы организации процесса обучения математике в условиях малокомплектной начальной школы (МКНШ).
Современное состояние обучения математике в малокомплектной начальной школе. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в МКНШ. Характеристика учебно-методических и других средств обучения для МКНШ. Организация внеклассной работы по математике в условиях МКНШ. Особенности организации деятельности учащихся в процессе обучения математике в МКНШ.
Тема 2. Типы, виды и особенности уроков математики малокомплектной начальной школы
Виды расписаний уроков и технология их составления. Особенности уроков. Однопредметные, разнопредметные и однотемные уроки. Варианты сочетания урока математики с уроками по другим предметам. Особенности оснащения урока. Особенности руководства самостоятельной работой учащихся на уроке. Подготовка и проведение урока.
Типы сочетания видов занятий на уроках математики: 1) во всех классах изучается новый материал; 2) в одном из классов изучается новый материал, а в другом — выполняются упражнения; 3) урок выполнения упражнений в обоих классах; 4) в обоих классах или в одном из них выполняются практические работы с выходом из классной комнаты.
Тема 3. Виды планирования работы по математике.
Виды планирования: календарное — с разбивкой материала на темы и подтемы (на учебную четверть или полугодие), тематическое — с подробной разбивкой каждой темы на отдельные уроки и планирование уроков.
Планирование работы на один только предстоящий день и на несколько дней. Планирование на несколько дней вперед (предварительное) имеет в свою очередь две разновидности: либо сжатое планирование уроков с указанием темы, видов упражнений для работы с учителем и для самостоятельной работы учащихся, либо составление обычных поурочных планов на два-три дня вперед.
Разработка уроков в совмещенных классах (в различных варинтах).
Учет и оценка знаний школьников МКНШ.
Тема 4. Самостоятельная работа учеников на уроке.
Самостоятельная работа учеников - составная часть урока математики в малокомплектной школе. Место самостоятельной работы на уроке.
Содержание и цель самостоятельной работы. Структура самостоятельные работы: основная и дополнительная части. Организационно-методические аспекты самостоятельной работы учащихся.
Тема 5. Конструирование урока математики в разновозрастной группе учащихся малокомплектной школы
Дидактическая структура урока: актуализация прежних знаний и способов действий; формирование новых знаний и способов действий; применение, то есть формирование умений. Подструктура урока.
По курсу «Теория и технология обучения математике в МКНШ» предусматриваются самостоятельные работы студентов.
В ходе выполнения самостоятельной работы студентов (СРС) реализуются следующие цели:
-осмысление студентами накопленного методического опыта в системе образования;
-формирование у студентов элементарных исследовательских умений;
-совершенствование и развитие умений анализировать и сопоставлять
различные точки зрения на проблемы развития школы и методов обучения;
-расширение общего кругозора студентов в психолого-педагогическом, историческом, методическом и профессиональном плане.
СРС предполагает составление каталога литературы по проблеме организации обучения в МКНШ, конспектирование первоисточников, составление тезисов и рефератов, проектирование уроков, составление расписания, примерное планирование учебно-воспитательной работы в малокомплектной начальной школе, сбор методического материала, разработку внеклассных мероприятий по предмету, подготовку дидактического материала и т.п.
Перед выполнением заданий следует изучить необходимую литературу, продумать структуру самостоятельной работы, повторить изученный теоретический материал о методологии курса, о типах уроков и их особенностях, о видах педагогических технологий и специфике их использования, подобрать необходимый дидактический материал.
Приведем примеры заданий к самостоятельной работе студентов
1.Разработайте 3 конспекта уроков различного типа (комбинированный урок, урок объяснения новой темы, урок закрепления). Проиграть уроки по разработанным конспектам.
2.Разработайте тестовые задания по математике (не менее 20 заданий) для 2-4 классов с учетом программного содержания, включите три варианта ответов.
3.Подберите тексты для контрольных работ (1-4 классы) для проверки знаний учащихся по завершении изучения раздела, в конце четверти, полугодия и года.
4.Разработайте дифференцированные задания по определенной теме 3 класса. Обоснуйте эффективность заданий такого плана в условиях малокомплектной начальной школы.
Материалы к СРС
І. Темы рефератов:
1. Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе.
2. Особенности организации деятельности учащихся в процессе обучения математике в малокомплектной начальной школе.
ІІ. Проанализировать требования, предъявляемые к учителям:
1. Высокая научно-теоретическая и методическая подготовка.
2. Хорошее знание своего предмета и смежных дисциплин.
3. Высокие коммуникативные способности. Наличие навыков общения и взаимодействия с детьми разного возраста.
4. Способность проектировать и реализовывать различные способы межвозрастного взаимодействия.
5. Расположенность к проектной деятельности в учебной и социальной сфере.
6. Умение планировать и осуществлять педагогический эксперимент.
7. Развитые организаторские способности и наличие лидерских качеств.
8. Хорошая психологическая подготовка.
9. Аналитические и рефлексивные качества.
ІІІ. Часть уроков в классах-комплектах может иметь общие этапы, когда
все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение
учителя, играют, выполняют задание.
Например, на уроках русского языка общими могут быть: занятие по чистописанию, словарный диктант, работа с картиной, грамматический разбор и т.д.
А на уроках математики: …
После изучения данного курса студент должен знать:
-теоретические положения, определяющие сущность малокомплектной начальной школы;
-особенности, цели и задачи малокомплектной начальной школы;
-дидактические приемы организации урока и самостоятельной работы, формирующие у школьников знания, умения и навыки;
уметь:
-анализировать учебные программы, учебники, методические пособия для определения цели обучения, отбора содержания и выявления общей закономерности обучения;
-планировать уроки для совмещенных классов в различном сочетании, проводить и анализировать их;
-правильно выбирать общедидактические методы и приемы, средства и формы обучения.
Выводы
Итак, при изучении теоретического материала у студентов формируются понятия, определяющие сущность малокомплектной начальной школы, её специфику, цели и задачи, особенности организации учебного процесса в условиях совмещённых классов. При выполнении практических заданий и заданий для самостоятельной работы студенты усваивают и отрабатывают дидактические приемы организации урока, умение правильно определить общедидактические методы и приемы, средства и формы обучения с учётом конкретных условий определенного класса; умение планировать уроки для совмещенных классов в различных сочетаниях, проводить и анализировать уроки разных видов и типов.
Таким образом, изучение дисциплины будет способствовать формированию у будущих учителей профессиональной компетентности, соответствующих знаний, умений и практических навыков в специфических условиях МКНШ.