Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE QUESTION OF PREPARING FUTURE TEACHERS TO WORK IN UNGRADED PRIMARY SCHOOL

Maltekbasov M.Zh. 1 Zholtaeva G.N. 1 Stambekova A.S. 1
1 RSI on REM «Zhetysu State University named after I.Zhansugurov»
2022 KB
The article deals with the methodological provision of preparing primary school teachers to work in conditions of ungraded schools. On an example of discipline " Theory and technology of teaching mathematics in ungraded primary school" shows the development of teaching materials, including thematic plan, a summary of the topics, types of independent work of students, requirements for knowledge and skills of students, etc. Results of work will focus on further development of scientific and applied for further scientific and applied research in the field of integrative education, improvement package of documents regulating and governing the activities of the teacher in the school.
teacher preparing
ungraded schools
Independent work

Введение

Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются малокомплектными школами (МКШ), что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности - 4139 (68,6%) – МКШ. Для них характерны предельно низкая наполняемость и совмещение классов, многопредметность в нагрузке учителя [2].

В связи с этим остро стоит вопрос учета особенностей обучения в малокомплектной начальной школе и вопрос подготовки педагогов к работе в условиях малокомплектных сельских школ. Одним из путей решения этой проблемы видится во введении элективных курсов в учебные планы образовательных программ направления «Образование». Так, в учебный план специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения в дополнение к обязательному курсу «Теория и технология организации педагогического процесса в малокомплектной начальной школе» может быть введена дисциплина «Теория и технология обучения математике в малокомплектной начальной школе».

Цель исследования

Раскрыть закономерности и принципы обучения математике в малокомплектной начальной школе; формирование у будущих учителей знаний, умений и навыков, необходимых для организации учебного процесса в условиях малокомплектной начальной школы.

Материал и методы исследования

Изучение курса “Теория и технология обучения математики в малокомплектной начальной школе” обусловлено социально-экономическими условиями и требованиями образовательной политики Республики Казахстан, предполагающими создание и развитие общеобразовательных школ в сельской местности.

Задачи курса:

-раскрыть специфику организации и проведения уроков математики в МКНШ;

-сформировать умение планировать однопредметные и разнопредметные уроки;

-выработать творческий подход к планированию изучения разделов и тем математики, циклов уроков;

-способствовать освоению своеобразия организации и проведения самостоятельной работы.

В процессе разработки учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) были проведены анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки педагогов, ознакомление с учебно-методической документацией, анализ учебных программ средней школы, образовательной практики в школах Алматинской области, беседа со студентами и учителями школ, наблюдение за учащимися.

Результаты исследования и их обсуждение

В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса [1]. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.

Поэтому в содержание данной дисциплины включены темы, при изучении которых рассматриваются вопросы инновационного подхода к обучению и воспитанию младших школьников.

Приведем фрагменты из УМКД.

Лекционные занятия и их содержание

Тема 1. Научно-методические основы организации процесса обучения математике в условиях малокомплектной начальной школы (МКНШ).

Современное состояние обучения математике в малокомплектной начальной школе. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в МКНШ. Характеристика учебно-методических и других средств обучения для МКНШ. Организация внеклассной работы по математике в условиях МКНШ. Особенности организации деятельности учащихся в процессе обучения математике в МКНШ.

Тема 2. Типы, виды и особенности уроков математики малокомплектной начальной школы

Виды расписаний уроков и технология их составления. Особенности уроков. Однопредметные, разнопредметные и однотемные уроки. Варианты сочетания урока математики с уроками по другим предметам. Особенности оснащения урока. Особенности руководства самостоятельной работой учащихся на уроке. Подготовка и проведение урока.

Типы сочетания видов занятий на уроках математики: 1) во всех классах изучается новый материал; 2) в одном из классов изучается новый материал, а в другом — выполняются упражнения; 3) урок выполнения упражнений в обоих классах; 4) в обоих классах или в одном из них выполняются практические работы с выходом из классной комнаты.

Тема 3. Виды планирования работы по математике.

Виды планирования: календарное — с разбивкой материала на темы и подтемы (на учебную четверть или полугодие), тематическое — с подробной разбивкой каждой темы на отдельные уроки и планирование уроков.

Планирование работы на один только предстоящий день и на несколько дней. Планирование на несколько дней вперед (предварительное) имеет в свою очередь две разновидности: либо сжатое планирование уроков с указанием темы, видов упражнений для работы с учителем и для самостоятельной работы учащихся, либо составление обычных поурочных планов на два-три дня вперед.

Разработка уроков в совмещенных классах (в различных варинтах).

Учет и оценка знаний школьников МКНШ.

Тема 4. Самостоятельная работа учеников на уроке.

Самостоятельная работа учеников - составная часть урока математики в малокомплектной школе. Место самостоятельной работы на уроке.

Содержание и цель самостоятельной работы. Структура самостоятельные работы: основная и дополнительная части. Организационно-методические аспекты самостоятельной работы учащихся.

Тема 5. Конструирование урока математики в разновозрастной группе учащихся малокомплектной школы

Дидактическая структура урока: актуализация прежних знаний и способов действий; формирование новых знаний и способов действий; применение, то есть формирование умений. Подструктура урока.

По курсу «Теория и технология обучения математике в МКНШ» предусматриваются самостоятельные работы студентов.

В ходе выполнения самостоятельной работы студентов (СРС) реализуются следующие цели:

-осмысление студентами накопленного методического опыта в системе образования;

-формирование у студентов элементарных исследовательских умений;

-совершенствование и развитие умений анализировать и сопоставлять

различные точки зрения на проблемы развития школы и методов обучения;

-расширение общего кругозора студентов в психолого-педагогическом, историческом, методическом и профессиональном плане.

СРС предполагает составление каталога литературы по проблеме организации обучения в МКНШ, конспектирование первоисточников, составление тезисов и рефератов, проектирование уроков, составление расписания, примерное планирование учебно-воспитательной работы в малокомплектной начальной школе, сбор методического материала, разработку внеклассных мероприятий по предмету, подготовку дидактического материала и т.п.

Перед выполнением заданий следует изучить необходимую литературу, продумать структуру самостоятельной работы, повторить изученный теоретический материал о методологии курса, о типах уроков и их особенностях, о видах педагогических технологий и специфике их использования, подобрать необходимый дидактический материал.

Приведем примеры заданий к самостоятельной работе студентов

1.Разработайте 3 конспекта уроков различного типа (комбинированный урок, урок объяснения новой темы, урок закрепления). Проиграть уроки по разработанным конспектам.

2.Разработайте тестовые задания по математике (не менее 20 заданий) для 2-4 классов с учетом программного содержания, включите три варианта ответов.

3.Подберите тексты для контрольных работ (1-4 классы) для проверки знаний учащихся по завершении изучения раздела, в конце четверти, полугодия и года.

4.Разработайте дифференцированные задания по определенной теме 3 класса. Обоснуйте эффективность заданий такого плана в условиях малокомплектной начальной школы.

Материалы к СРС

І. Темы рефератов:

1. Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе.

2. Особенности организации деятельности учащихся в процессе обучения математике в малокомплектной начальной школе.

ІІ. Проанализировать требования, предъявляемые к учителям:

1. Высокая научно-теоретическая и методическая подготовка.

2. Хорошее знание своего предмета и смежных дисциплин.

3. Высокие коммуникативные способности. Наличие навыков общения и взаимодействия с детьми разного возраста.

4. Способность проектировать и реализовывать различные способы межвозрастного взаимодействия.

5. Расположенность к проектной деятельности в учебной и социальной сфере.

6. Умение планировать и осуществлять педагогический эксперимент.

7. Развитые организаторские способности и наличие лидерских качеств.

8. Хорошая психологическая подготовка.

9. Аналитические и рефлексивные качества.

ІІІ. Часть уроков в классах-комплектах может иметь общие этапы, когда

все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение

учителя, играют, выполняют задание.

Например, на уроках русского языка общими могут быть: занятие по чистописанию, словарный диктант, работа с картиной, грамматический разбор и т.д.

А на уроках математики: …

После изучения данного курса студент должен знать:

-теоретические положения, определяющие сущность малокомплектной начальной школы;

-особенности, цели и задачи малокомплектной начальной школы;

-дидактические приемы организации урока и самостоятельной работы, формирующие у школьников знания, умения и навыки;

уметь:

-анализировать учебные программы, учебники, методические пособия для определения цели обучения, отбора содержания и выявления общей закономерности обучения;

-планировать уроки для совмещенных классов в различном сочетании, проводить и анализировать их;

-правильно выбирать общедидактические методы и приемы, средства и формы обучения.

Выводы

Итак, при изучении теоретического материала у студентов формируются понятия, определяющие сущность малокомплектной начальной школы, её специфику, цели и задачи, особенности организации учебного процесса в условиях совмещённых классов. При выполнении практических заданий и заданий для самостоятельной работы студенты усваивают и отрабатывают дидактические приемы организации урока, умение правильно определить общедидактические методы и приемы, средства и формы обучения с учётом конкретных условий определенного класса; умение планировать уроки для совмещенных классов в различных сочетаниях, проводить и анализировать уроки разных видов и типов.

Таким образом, изучение дисциплины будет способствовать формированию у будущих учителей профессиональной компетентности, соответствующих знаний, умений и практических навыков в специфических условиях МКНШ.