Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,484

DEVELOPMENT OF TEACHING SPECIALITIES STUDENTS’ SKILLS AND ABILITIES OF MANAGEMENT ACTIVITY IN THE PROCESS OF TRAINING

Mikhalkova O.A. 1 Marchenko K.S. 2
1 E.A.Buketov Karaganda State Universuty
2 Karaganda State Technical University
2049 KB
There was carried out the analysis of management activity development among students of teaching specialties and their readiness for management activity in the system of education. The use of special complex training methods and form in the study of the discipline “Pedagogical management and management in modern school” provides the opportunity to increase the theoretical and practical level of knowledge on the management process and provides comprehension of management activity sense. The complex mentioned above gives the opportunity to develop students’ management abilities.
pedagogical management
management
education
teaching activity
teaching technologies

Введение

Современный этап реформирования образования характеризуется значительными изменениями в области профессиональной подготовки специалиста. Это связано с характерными особенностями его профессиональной деятельности в существующих социально-экономических условиях: направленностью на обеспечение рациональной деятельности и стратегии экономического поведения в условиях дефицита финансирования; оптимальной адаптацией к коммуникативному взаимодействию на фоне жесткой конкуренции при рыночных отношениях; необходимостью достижения максимального конечного результата с минимальными затратами материальных ресурсов.

В условиях личностно-ориентированного обучения образовательный процесс приобрел конкретное смысловое значение и технологическое очертание. Проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения и, в частности, учебно-познавательной деятельностью учащихся - это педагогический менеджмент, то есть совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества.

В системе высшего педагогического образования наряду с другими задачами профессионального становления личности нужно решить важную проблему овладения новым знанием и научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента. Не вдаваясь в подробности анализа существующих дефиниций понятия «менеджмент», остановимся на позиции М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури и других, которые рассматривают менеджмент как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [7].

В свете гуманистической парадигмы образования управленческая деятельность педагога приобретает новые качественные особенности. Традиционное управление, основанное на субъект - объектных отношениях, переходит в управление, основанное на субъект - субъектных отношениях и предоставляющее учащимся возможность равноправного взаимодействия с педагогом в решении проблем их жизнедеятельности в коллективе, классе, малой группе. Эти процессы давно уже стали предметом изучения в зарубежной педагогике, особенно американской, откуда и проник в отечественное образование термин «педагогический менеджмент», основная идея которого состоит в том, что педагог становится организатором, советчиком, «тренером, а не ментором» в процессе обучения, воспитания и развития личности ребенка. Это порождает новую научно-практическую задачу по подготовке менеджеров образования для управления образовательным учреждением в новых экономических условиях, овладение ими теорией и практикой принятия управленческих решений через систему повышения квалификации.

Профессиональную деятельность менеджера образования мы рассматриваем как видовую категорию, содержащую в себе специализированную трудовую деятельность, требующую конкретной подготовки и реализуемую на соответствующем уровне мастерства. Развитие данного уровня осуществляется непрерывно, в системе организованного обучения и специальной подготовки педагога к управленческой деятельности, которая должна включать в себя: психолого-педагогические знания, умения и навыки, коммуникативные и организаторские способности, способности к руководящей работе. В этой связи повышение квалификации менеджера образования рассматриваем как образовательный процесс, направленный на формирование способности у человека выполнять свои трудовые функции посредствам освоения новых интегрированных взаимосвязей между современной наукой и практикой

Следовательно, подготовка современного преподавателя в настоящее время рассматривается как процесс раскрытия сущностных сил, деятельностных способностей человека, его возможностей, компетентного и ответственного выполнения социальных и профессиональных ролей.

Особое внимание совершенствованию содержания профессиональной подготовки будущих специалистов уделено в законе РК «Об образовании», где наряду с главной задачей системы образования, выделены ее приоритетные задачи, в частности: «внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные коммуникационные сети; подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации» [2].

Подготовка квалифицированных специалистов актуализируется также в содержании «Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года», где указано, что «основная тенденция развития высшего образования сводится к повышению качества подготовки специалистов, развитию инновационного образования, интегрированного с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесных связей вузовских исследований с потребностями социальной сферы и экономики, совершенствованию образовательных и информационных технологий» [4].

Проблемы управления в образовательном процессе сдерживаются рядом объективных и субъективных причин и противоречий:

• потребностью современного общества в подготовке менеджеров высшей квалификации для сферы образования и еще не сложившейся системой их подготовки;

• недостатком управленческой культуры в педагогической работе;

• противоречием между сложившейся традиционной субъектно-объектной системой управления и необходимостью изменения взаимоотношений между участниками педагогического менеджмента на уровне субъектно-субъектных отношений, обеспечивающих новых характер управления: сотрудничества, партнерства;

• противоречием между наличием современных технологий обучения и отсутствием механизмов, определяющих способы их применения в практике;

• не отработанной техникой партнерского, не авторитарного общения, что является необходимым условием в управлении организацией.

Таким образом, преодоление вышеназванных трудностей и противоречий может являться способом разрешения поставленной проблемы и подтверждает актуальность данного исследования.

Целью исследования явилось изучение и определение путей формирования умений и навыков у студентов к управленческой деятельности в условиях ВУЗа.

Мы предположили, что если использовать комплекс методов и форм обучения в процессе изучения дисциплины «Педагогический менеджмент и управление в современной школе», то это повысит уровень готовности студентов к управленческой деятельности, так как позволит принимать адекватные управленческие решения.

Методологическая основа исследования опирается на положения педагогов, психологов и ученых в области теории деятельности и управления, управленческой и инновационной деятельности, концепции современного педагогического менеджмента.

Анализ литературных данных

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой, образовательным учреждением и как процесс принятия управленческого решения. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает ее научными рекомендациями.

В книге М.Х.Мескона, М.Альберта, Ф.Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»; как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»; как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию» [7, c.68].

Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации [6].

По определению Г.С. Никифорова, менеджмент – «это научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организации в рыночных условиях хозяйственных отношений» [8]. Е.М.Павлютенков [5], Ю.А.Конаржевский [3], рассматривая вопрос семантики понятий «менеджмент» и «управление», ссылаются в своих исследованиях также на определение менеджмента, данное в Оксфордском словаре английского языка, где даются 4 смысловых значения этого понятии.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже в английском языке этот термин не трактуется однозначно. Классик американского менеджмента П.Друкер подчеркивает чисто американское происхождение этого понятия, а также его полисемантический характер, так как термин «менеджмент» включает в себя определенную функцию и социальный статус людей, выполняющих ее, и учебную дисциплину, область научного исследования [1].

Проанализировав трактовки понятия «управление», мы выделили основные его характеристики:

• управление есть целенаправленная деятельность;

• наличие управляющей и управляемой подсистем, обладающих специфическими функциями;

• необходимость перехода объекта управления из одного качественного состояния в другое, более высокое.

Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов. Сам же процесс обучения следует рассматривать как единый педагогический технологический процесс – педагогическую технологию [9].

Результаты исследования и их обсуждение

Для реализации цели исследования и выявления уровня способностей у студентов к управленческой деятельности был использован комплекс диагностических методик, в который вошли: опросник-анкета на тему: «Наличие способностей к управленческой деятельности»; тест - опросник Г. Айзенка; тест - опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности»; тест Томаса; тест «Можешь ли ты быть руководителем» и др.

Для реализации формирующего эксперимента нами был проведен курс лекционных (36 часов) и семинарских (24 часа) занятий, разработанный на основании нормативной документации вуза.

Курс практических занятий мы организовывали с использованием интерактивных методов обучения, что позволяет студентам реализовать свои теоретические знания на практике, осознать какие способности сформированы, а над формированием каких необходимо работать.

Использование группового обсуждения на семинарском занятии по теме «Основные закономерности, принципы и функции педагогического менеджмента» способствовало обмену идеями и мнениями его участников, повторению ключевых моментов учебного материала, формированию коммуникативных умений, формированию способностей выражать свою жизненную и профессиональную позицию, уметь сотрудничать в ходе учебного процесса.

Темы «Практические основы управления» и «Конструирование технологий управления образовательным процессом» были реализованы на семинарских занятиях посредством тренингов коммуникации, который представляет собой спектр техник направленных на партнерское взаимодействие. Данный вид деятельности позволяет включить участников тренинга в активное соревнование, переключить их на актуальное партнерство для достижения групповой цели. В процессе работы у студентов вырабатывается стремление к устранению психологических барьеров общении, совершенствуются коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.

Применение метода анализа конкретных ситуаций по теме «Руководитель и коллектив» дает возможность: дать оценку фактам, проанализировать их; выработать идеи, принять решение; получить навыки конструктивных рассуждений, обнаружить схемы критического мышления.

Таким образом, после использования нами специального комплекса методов и форм обучения в рамках дисциплины «Педагогический менеджмент и управление в современной школе», направленный на эффективную подготовку студентов к управленческой деятельности, были получены следующие результаты и сделаны выводы:

• Содержание подготовки специалистов в условиях вуза должно быть регламентировано законодательными и нормативно-правовыми документами.

• Работа по формированию способностей к управлению психолого-педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе высшей школы должна быть систематической и планомерной.

• Для диагностики способностей к управлению психолого-педагогической деятельности специалистов конкретного профиля целесообразно использовать психодиагностические методики, специально направленные на оценку ситуационно-специфического поведения их в рамках профессиональной ситуации.

• В ходе лекционных занятий необходима активизация мышления студентов, повышение их интереса к изучаемой области науки. Для достижения этой цели можно использовать проблемно-поисковые методы, ставить проблемы для их самостоятельной оценки, критически мыслить в нестандартных ситуациях, освещать разные точки зрения отдельных ученых.

• В содержание практических занятий могут быть включены элементы интерактивного обучения, тренинги коммуникации и т.д., направленные на формирование у студентов самостоятельности и критичности мышления, управленческих способностей, творческого подхода к изучению учебного материала и реализации его на практике, а также способности выражать свою жизненную позицию.

Таким образом, современное состояние проблемы подготовки специалистов в области управления системы образования приобретает особую значимость, а именно, вопросы, связанные с совершенствованием содержания и технологии профессиональной подготовки, которые заставляют педагогов-ученых и практиков обратиться к одной из актуальных проблем дидактики высшей школы – повышению качества преподавания.