Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Современный этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется широкомасштабным внедрением и использованием автоматизированных систем обучения иностранному языку (АСО ИЯ) различных классов и целевого назначения.

При создании подобных АСО ИЯ реализуются передовые образовательные и информационные технологии, создающие предпосылки для выполнения существующих и перспективных требований к основным и частным показателям образовательного процесса в условиях динамично-меняющегося лексического и семантического содержания программ обучения в конкретной предметной области, структурного усложнения и динамичного изменения программ обучения и их основных разделов, внедрения передовых технологий обучения (в первую очередь- при обучении иностранному языку (ИЯ) в области инновационных технологий, аппаратных и программных средств вычислительной техники, информационной безопасности и т.п.).

В то же время проведенный анализ существующих подходов, методов и средств, реализуемых в АСО ИЯ показал, что они не в полной степени отвечают современным условиям образовательного процесса и в большинстве случаев не позволяют оперативно в автоматизированном режиме управлять выбором стратегий и программ обучения в первую очередь, в рамках реализации адаптивных, дистанционных и индивидуальных подходов к обучению. В большинстве случаев не удается реализовать общую стратегию адаптивного системного подхода в АСО ИЯ, основанную в первую очередь, на ситуационном сочетании частных стратегий и программ группового и индивидуального, глобального и регионального, сосредоточенного и дистанционного обучения, а также автоматизировать трудноформализуемые этапы процессов управления обучением ИЯ, исключить или нейтрализовать действия субъективных факторов, в том числе связанных с решением задач формирования, анализа и выбора стратегий и программ обучения в данной предметной области.

При этом одним из наиболее перспективных подходов к построению подобных подсистем является структурно- лингвистический подход, основной особенностью которого является использование формальных грамматик и грамматических систем (в первую очередь -метаграмматик) для формального описания множеств правил управления в АСО ИЯ, а также методов полного и неполного синтаксического анализа в качестве процедурной основы адаптивных методов управления при обучении.

В докладе рассмотрены особенности формального аппарата для реализации структурно-лингвистического метода с точки зрения его применения для решения задач управления в АСО ИЯ в условиях быстрого развития техники и технологий в ведущих англоязычных странах, необходимости динамичной адаптации программ автоматизированного обучения, реализации индивидуального подхода в обучении, в том числе - в рамках дистанционных курсов обучения.

В докладе с ориентацией на формальный аппарат теории метаграмматик (МГ) рассмотрены особенности описания структурированных правил управления и применения методов полного и неполного синтаксического анализа МГ для реализации методов и алгоритмов принятия решений при выборе вариантов обучения в АСО ИЯ в зависимости от текущей ситуации при управлении.

В результате выявленных особенностей сделан вывод о перспективности применения структурно- лингвистического подхода на основе МГ для решения рассматриваемого класса задач управления и необходимости проведения дальнейших исследований по его конкретизации и развитию применительно к автоматизированному обучению ИЯ студентов технических специальностей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кручинин, В.В. Разработка компьютерных учебных программ/ В.В. Кручинин.-Томск: Изд-во Том.ун-та, 1998.-211с.
  2. Кручинин, В.В. Генераторы в компьютерных учебных программах/ В.В. Кручинин. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.-200с.