Введение
Современное общество становится информационным. Это оказывает существенное влияние на систему образования, инициируя процесс её информатизации. В связи с этим, профессиональная деятельность педагогов сегодня требует активного использования средств ИКТ, которое приводит к неизбежному изменению характера педагогической деятельности, появлению современного инструментария и технологий, позволяющих педагогов на новом уровне организовывать деятельность обучаемого, конструировать образовательный процесс, строить коммуникации с субъектами этого процесса.
Результаты исследования и обсуждение
В нашем исследовании, переход от теоретических знаний к практике при подготовке педагогов к использованию средств ИКТ выделяет три базовые формы деятельности: знаковую, моделирующую и проективную. В зависимости от базовой формы деятельности развиваются и формируются специфические механизмы регуляции, регулятивные умения и навыки. Процесс регулятивного раскрытия знаний, в соответствии со структурой регуляции, при подготовке педагогов к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности проходит три этапа в каждой из базовых форм учебной деятельности.
Движение будущего педагога в знаковой деятельности начинается с процесса освоения знаний, т.е. освоения понятий о средствах информационно-коммуникационных технологий, как знаковой системы (Рисунок 1).
Главное на этом этапе - усвоить и отработать содержательную часть знаний как систему понятий, отражающую данную предметную область, так как это ценностно-смысловая система, имеющая определённый смысл и значение (или ценность) в данной области, таких как текстовый процессор, процессор электронных таблиц, база данных, графический редактор, телекоммуникации [1].
Рисунок 1 – Этапы знаковой деятельности
После этапа освоения знаковой системы области ИКТ, знания, ставшие частью внутреннего опыта обучающегося, прорабатываются и осмысливаются в ходе анализа изучаемого материала в контексте возможности использования их в педагогической деятельности. На этапе проработки акцент делается на выявлении, актуализации и осмыслении взаимосвязи между средствами информационно-коммуникационных технологий и видами педагогической деятельности, т.е. идёт актуализация тех регулятивных действий, в которых эти взаимосвязи даны. На этом этапе взаимосвязи становятся предметом осмысления. В результате знания по использованию средств информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности становятся осмысленными, а это значит, что они простраиваются и оформляются для будущего педагога как ценностно-смысловая система.
Когда этап осмысления пройден, начинается раскрытие и оформление выявленных взаимосвязей между средствами ИКТ и педагогической деятельностью, корректировка и систематизация освоенных знаний в целом, т.е. их рефлексивное оформление. Этот этап очень важен, так как не достаточно усвоить знания в ценностно-смысловой системе, они должны функционировать, быть действенными. После освоения знаковой деятельности педагог уже должен применять в своей деятельности средства ИКТ, правда, еще на уровне операционной регуляции педагогической деятельности. Для этого ему необходимо усвоить механизмы функционирования знаний. Педагог должен объяснить, как он будет использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности. Итогом знаковой деятельности обучающегося выступает ценностно-смысловая организация системы знаний, взаимосвязей и механизмов их функционирования.
Рассказать и поразмышлять об использовании средств и методов ИКТ в профессиональной деятельности будущий педагог может на практических и семинарских занятиях.
Таким образом, на данном этапе знания организуются в целостные концепции использования средств информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности, т.е. они задают возможность регуляции или осуществления профессиональной деятельности педагогом.
Для того чтобы педагог был готов применить полученные знания и навыки из области информатики и информационных технологий, умел осуществлять профессиональную деятельность с использованием средств информатизации и информационных технологий, необходимо задать её в качестве содержания обучения. Таковым является моделирование. Поэтому продолжением знаковой деятельности является моделирующая. Это связано с тем, что именно модели способны отражать и воспроизводить предметы и явления окружающего мира, их закономерный порядок и структуру. Т.е. на основе моделей и структур теоретического знания создаются или усваиваются модели педагогической деятельности с использованием средств ИКТ. Будущий педагог осваивает эти модели, проявляя собственную активность.
На первом этапе моделирующей деятельности обучающийся получает модель в готовом виде, затем он должен её вычленить, анализируя определённую проблемную ситуацию (Рисунок 2).
В качестве готовых моделей решения педагогических задач организационного, конструктивного и коммуникативного компонентов педагогической деятельности даются приёмы и алгоритмы работы с техническими и аудиовизуальными средствами обучения.
Прежде всего, вводятся понятия: дидактические возможности персонального компьютера, мультимедийный кабинет, информационная предметная среда. После этого обучающиеся знакомятся с моделями информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса в такой среде - это прежде всего, выход в on-line с помощью современных средств телекоммуникаций в различных режимах работы в Интернете.
Для работы в мультимедийном кабинете и в распределённой информационной предметной среде педагог должен владеть приёмами и алгоритмами создания аудиовизуальных средств обучения.
Второй этап моделирующей деятельности будущего педагога связан с «отработкой» и реализацией моделей использования средств ИКТ в профессиональной деятельности в когнитивной регулятивной активности, т.е. в решении конкретных учебных задач различного уровня обобщения. В процессе решения обучающийся не только опирается на выявленные приёмы и алгоритмы использования средств ИКТ, но реализует их и механизмы регуляции в логике решения, осознаёт и осмысливает их подлинное значение в практике. В процессе «отработки» моделей формируются не только отдельные регуляции, но и регуляция моделирующей деятельности в целом. На данном этапе нарабатывается опыт регуляции собственной деятельности, обобщённые умения и навыки, которые и составляют базовую компетентность педагога, так необходимую в педагогической практике.
Рисунок 2- Этапы моделирующей деятельности
Третий этап моделирующей деятельности будущих педагогов - это этап оформления, систематизации и обобщения регулятивного опыта, осознанной и неосознанной рефлексии. Полученный опыт может быть представлен в виде регулятивных схем или этапов решения обобщённых педагогических задач. Механизмы регуляции педагогической деятельности с использованием средств ИКТ сворачиваются и оформляются в инструментальные принципы и подходы при решении различных классов проблем. Происходит целостное «схватывание» регулятивных схем, а итогом интеграции полученного опыта выступают идеи, как проекты будущей деятельности педагога. Заданием на рефлексивное оформление полученного опыта является создание гипертекстового электронного учебника.
Таким образом, моделирование как метод исследования, экспериментирования, проектирования и конструирования нашел широкое применение в различных науках. Используя модели как средство познания и преобразования действительности, будущий педагог их воплощает, осмысливает и корректирует, что даёт ему в итоге возможность построить систему моделей, через которую можно реализовать знания об использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Продолжается процесс подготовки через освоение третьей базовой формы деятельности - проективной. В настоящее время метод проектов активно внедряется в образовательный процесс. Так как является эффективным средством развития креативности обучаемых и формирует у них информационно-коммуникативную компетентность.
Здесь идёт проектирование информационной предметной среды, в процессе которого формируются регулятивные умения и навыки обучающегося по применению освоенных знаний на практике. В процессе проектирования от будущего педагога требуется актуализация всех знаний, как организованной теоретической модели использования средств ИКТ, так и «отработанных» и оформленных схем регуляции педагогической деятельности.
На первом этапе по реализации проективной деятельности идёт создание проекта информационной предметной среды, в которой будет осуществляться профессиональная деятельность педагога (Рисунок 3). Процесс проектирования включает в себя: вычленение и осознание проблемы, для решения которой проект предназначен, формулировку идеи или замысла решения проблемы, логику разворачивания идеи в регулятивную схему с этапами осуществления проекта и написания плана его реализации.
Рисунок 3 – Этапы проективной деятельности
На втором этапе проективной деятельности происходит апробирование проекта, т.е. испытание его на «адекватность» в решении проблемы создания информационной предметной среды. На этом этапе важно не просто реализовать проект в реальных условиях, но проверить его действенность для профессиональной деятельности педагога. Это можно сделать в так называемом «рефлексивном проигрывании», как отдельных этапов, так и проекта в целом. На данном этапе оценивается реальность проекта с точки зрения необходимых шагов по его реализации и действенность, т.е. эффективность в достижении запланированного результата.
Завершает второй этап - конференция, где будущие педагоги защищают свои проекты - модели информационной предметной среды, идёт их экспертная оценка, оптимизация проектов и апробация.
Реализация проекта в конкретных условиях педагогической деятельности (во время технологической, профессиональной практики) проходит на третьем этапе движения обучающихся в проективной деятельности. Здесь интегрируются в профессиональную деятельность, органически включаются в неё и реализуют эту деятельность регулятивные механизмы: понимания и объяснения того, что делается с использованием средств ИКТ; реализации различных аспектов и сторон информационной предметной среды; рефлексии и рефлексивного оформления как приобретённого опыта в использовании средств ИКТ, так и в предвосхищении результатов педагогической деятельности с их использованием. Другими словами, рефлексивно оформляются функциональные органы по решению педагогических задач и проблем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Характерно для данного этапа и то, что процесс создания информационной предметной среды контролируется, чтобы внести необходимые поправки в её проект, происходит анализ результатов.
Самостоятельное создание информационной предметной среды в условиях технологической практики формирует предметное мышление будущего педагога, его творческую направленность. Полученные знания об использовании средств информационно-коммуникационных технологий уточняются, корректируются, а рефлексия помогает обучающемуся привести их в систему. Это способствует не только самореализации будущего педагога, но и его личностному росту.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно утверждать, что организация профессиональной деятельности в процессе подготовки педагогов к использованию средств ИКТ ориентирована на реализацию регулятивного подхода.
Процесс подготовки педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности организован с учётом логики движения обучаемого в предмете и саморегуляции этого движения [2]. Происходит подготовка через освоение трёх базовых форм деятельности: знаковой, моделирующей и проективной.
Движение обучающегося в знаковой деятельности начинается с изучения средств ИКТ. Затем знания прорабатываются и осмысливаются в ходе анализа свойств средств ИКТ в контексте возможности их использования в педагогической деятельности. На этапе проработки акцент делается на выявлении, актуализации и осмыслении взаимосвязей между средствами информатизации, информационными технологиями и видами педагогической деятельности. В результате знания по использованию средств ИКТ в педагогической деятельности оформляются для будущего педагога как ценностно-смысловая система. Далее происходит корректировка освоенных знаний в целом, т.е. их рефлексивное оформление. Для этого создаются проблемные ситуаций, которые позволяют организовать поиск будущими педагогами новых для них способов использования средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности.
Для того чтобы педагог мог осуществлять профессиональную деятельность с использованием средств ИКТ, необходимо задать её в качестве содержания обучения. Для этого организуется моделирующая деятельность обучающихся. Они осваивают приёмы и алгоритмы использования средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности, проявляя при этом собственную активность. [3]
На первом этапе моделирующей деятельности обучающийся получает в готовом виде приёмы и алгоритмы работы с техническими и аудиовизуальными средствами обучения. Второй этап моделирующей деятельности будущего педагога связан с «отработкой» и реализацией приёмов и алгоритмов использования средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности в когнитивной регулятивной активности, т.е. в выполнении конкретных учебных заданий различного уровня обобщения. На этом этапе активно используется метод кейсов, под которым понимается изучение учебной дисциплины путём рассмотрения большого количества ситуаций и заполнения заданий в определённых комбинациях. Такое обучение развивает понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются педагоги в профессиональной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Третий этап моделирующей деятельности будущих педагогов - это этап оформления, систематизации и обобщения регулятивного опыта, осознанной и неосознанной рефлексии. Полученный опыт представляется в виде регулятивных схем или этапов решения обобщённых педагогических задач с использованием средств информатизации и информационных технологий.
Продолжает процесс движения будущего педагога к практической деятельности третья базовая форма деятельности - проективная. Здесь формируются регулятивные умения и навыки обучающегося по применению освоенных знаний на практике. На первом этапе проективной деятельности идёт разработка проекта информационной предметной среды, в которой будет осуществляться профессиональная деятельность педагога. На втором этапе происходит апробация проекта - проверяется его действенность для профессиональной деятельности педагога. Это делается на конференции, где будущие педагоги защищают свои проекты информационной предметной среды, и идёт их экспертная оценка. Реализация проекта в конкретных условиях технологической практики проходит на третьем этапе проективной деятельности. Здесь интегрируются в профессиональную деятельность, органически включаются в неё и реализуют эту деятельность регулятивные механизмы: понимания и объяснения того, что делается с использованием средств информатизации и информационных технологий; реализации различных аспектов и сторон информационной предметной среды; рефлексии и рефлексивного оформления как приобретённого опыта в использовании средств ИКТ, так и в предвосхищении результатов педагогической деятельности с их использованием. На данном этапе вносятся необходимые поправки в проект, происходит анализ результатов. Самостоятельное создание информационной предметной среды в условиях педагогической практики формирует предметное мышление будущего педагога, его творческую направленность. Полученные знания об использовании средств ИКТ уточняются, корректируются, а рефлексия помогает обучающемуся привести их в систему [4].
Выводы
Таким образом, для успешного осуществления педагогической деятельности необходимы педагогические способности. Наше исследование показало, что развитие способностей педагогов использовать средства ИКТ в педагогической деятельности предполагает определённую логику движения обучающегося в предмете и саморегуляцию им этого движения. Логика движения обучаемого в предмете предполагает освоение вышерассмотренных трёх базовых форм деятельности.