Заранее спроектированная последовательность приемов обучения для реализации в образовательном процессе будет составлять педагогическую технологию.
Приемы обучения являются деталями, звеньями соответствующих методов, их проявлениями. В то же время методы обучения представляют собой совокупность приемов обучения. Отличие между ними в том, что методы обучения не могут входить друг в друга. Приемы обучения вливаются в качестве составной части в любой из методов обучения.
Прием обучения – это отдельное действие учителя и вызываемое действие учащегося.
Вопросы, задания, суждения представляют собой группу вербальных (словесных) приемов обучения. Наряду с этой группой, есть и группа невербальных приемов. В частности, показ предметной (сюжетной) картинки, графическое обозначение звука, части слова, предложения, демонстрация таблицы, алгоритма действий при работе с компьютером осуществляются движениями рук учителя.
Кроме того, вербальное поведение учителя может обладать развивающим характером, ориентированным на активизацию мышления, речи школьников. Или оно носит тренировочный оттенок, направлено на закрепление отдельной операции: изменение формы слова, постановку слова в начальную форму, выделение окончания, доказательство принадлежности слов к родственным словам и т.п. [1, 67-71]
Приведем примеры технологии развития смыслового восприятия текста и технологии развития умений, обеспечивающих конструирование текста. Каждая из этих технологий будет проиллюстрирована уроком.
Так, на одном из уроков по теме «Разговорный и книжный стили языка» задействованной оказалась нижеследующая последовательность методов обучения через приемы обучения.
Во-первых, школьники приняли участие в разрешении проблемной речевой ситуации. Вот ее содержание.
У.: Задумывались ли вы над тем, что наша речь в одних условиях продуманная, взвешенная, лишенная чрезмерных эмоций, в других -свободная, непринужденная, речь на равных. Отчего это зависит? Ответить на вопрос поможет речь действующих лиц из рассказов А. П. Чехова:
«Ты, Матрена, не плачь ... Потерпи малость. В больницу, бог даст, приедем, и мигом у тебя это самое ... Даст тебе Павел Иванович капелек, или кровь пустить прикажет, или, может, ему угодно будет спиртиком каким тебя растереть, оно и того ... оттянет от бока». («Горе»)
«Изволите ли видеть, ваше превосходительство, муж мой, коллежский асессор Щукин, проболел пять месяцев, и, пока он, извините, лежал дома и лечился, ему без всякой причины отставку дали, ваше превосходительство, а когда я пошла за его жалованьем, они, изволите видеть, вычли из его жалованья двадцать четыре рубля тридцать шесть копеек!» («Беззащитное существо»)
У.: Кому адресована речь первого героя, второго героя? Где речь каждого из них могла осуществиться: в быту, на приеме у государственного служащего, при чтении доклада на конференции, при передаче информации с места события? Обоснуйте ответ, используя слова деиствующих лиц.
Во-вторых, подытоживая ответы школьников, учитель резюмировал, сообщив некоторые признаки изучаемого понятия.
У.: В зависимости от того, кому адресована речь, где она осуществляется, какие слова, предложения употребляются, различаются разговорный и книжный стили.
Речь, осуществляемая в быту, непринужденная, порой непродуманная, рефлексивная. Для нее характерно отсутствие слов с торжественной, официальной окраской, наличие неполных предложений, предложений, конструкция которых проще предложений книжной речи.
Книжный стиль отличается продуманностью, взвешенностью, волевыми усилиями автора. Здесь наблюдаются слова, обозначающие термины, свойства, действия. Слова книжного стиля во многих случаях обладают тожественностью, приподнятостью.
В-третьих, с целью закрепления признаков понятия «функциональный стиль языка» учитель провел специальные упражнения на формирование этого понятия. Назовем эти упражнения:
1. Идентификация стиля высказываний.
Например, школьникам необходимо было определить стиль группы предложений.
«Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот - бац! - неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».
«Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась».
2. Нахождение признаков стилистической принадлежности высказывания.
Например, учитель просил школьников назвать средства языка, по которым высказывание относим к разговорному стилю.
«Это ребятишки по чужим садам озоруют ... хулиганы. Кадка у меня во дворе стояла - дубовая, вдвоем не своротишь, так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди - дело темное». (По А. Гайдару)
3. Редактирование высказывания.
Например, школьникам предложено было найти неуместные слова.
«Бегут двое мальчиков лет по десяти-двенадцати, спешат в кино. На бегу один другого спрашивает: «А билеты я тебе вручил?». И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».
4. Порождение высказывания определенного стиля.
Например, учитель сформулировал задание.
- Представьте себе, что у вас есть желание рассказать о хорошем человеке своему другу (подруге) в домашней обстановке. Как вы это сделаете? Продемонстрируйте примером.
Технология развития умений, обеспечивающих конструирование текста, может совпасть с последовательностью приемов обучения, реализующих такой метод, как вид сочинения. Приведем примеры групп приемов обучения, составляющих урок сочинения на тему о случае из жизни. Вот названия групп приемов обучения и сами эти приемы.
1. Беседа
У.: В нашей жизни есть события, которые оставляют в памяти след. Как правило, они связаны с чем-то необычным, с тем, чего не было раньше. Нередко о них можно услышать или прочитать в книгах.
2. Сообщение темы урока
У.: У каждого из вас также были события, дни, встречи, о которых остались впечатления. Может быть, этот случай, эта история связаны с чем-либо интересным, с чем-то счастливым.
Напишите об этом, выбрав заголовок: «Забавная история», «Интересный случай».
3. Лексико-грамматическая подготовка
У.: Вы подумали над тем, что расскажете, записали заголовок своего сообщения. Подумайте о начале, продолжении и т. д. Подберите нужные слова, пишите их правильно, стройте предложения.
4. Самостоятельная работа учащихся
Следовательно, выбор методов и приемов обучения, проектирование образовательной технологии, например, технологии совершенствования речевой деятельности школьников содействуют вызыванию потребности в усвоении знаний, например, знаний о языке, в приобретении умений, например, умений строить высказывания правильно. Педагогический процесс своей упорядоченностью влияет на понимание школьниками необходимости образования. Осознание необходимости образования является во многом результатом мотивации учения.