Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1
1
2046 KB

Несмотря на обширный арсенал лекарственных препаратов, применяемых для стимуляции процессов репарации тканей, быстрое заживление ран путем органотипической регенерации по-прежнему является актуальной проблемой современной медицины. В последние годы появились публикации о положительном терапевтическом эффекте транскраниальной электростимуляции на течение различных патологических процессов [1,3], что связано с ее противовоспалительным, антистрессорным, иммуномодулирующим и обезболивающим действием [2,4,5].

Целью настоящего исследования являлось изучение влияние ТЭС-терапии на репаративную регенерацию тканей кожи крыс после травматического повреждения.

Материалы и методы

Исследования выполнены на 45 наркотизированных эфиром нелинейных белых крысах массой 220,0±30,0 г. Раневой процесс воспроизводили в межлопаточной области методом послойного иссечения кожного лоскута с повреждением подлежащей фасции и мышечного слоя. Исходная площадь повреждения составляла 70 мм2.

Животные были разделены на 2 группы: 1 группа (контрольная) – 20 животных с естественными физиологическими процессами регенерации, 2 группа (опытная) – 25 животных, которым проводилась транскраниальная электростимуляция. ТЭС-терапия проводилась электростимулятором «ТРАНСАИР-1» в течение 10 дней в анальгетическом режиме с продолжительность сеанса 45 минут. Для взятия биопсийного материала крыс 1 и 2 групп подвергали эвтаназии попарно на 3, 6 и 10 сутки после моделирования раневого повреждения. Остроконечными ножницами иссекали полнослойный фрагмент кожи в области краев раны, криостатные срезы окрашивали гематоксилин-эозином с последующим анализом изображения при помощи светового микроскопа. Определялась высота струпа, лейкоцитарного вала, толщина и протяженность грануляционной ткани и эпителиального слоя.

Динамику процесса заживления оценивали путем фотографирования ран с помощью цифровой камеры с последующим анализом изображений. Определяли площадь раневого дефекта, его периметр и средний диаметр. Рассчитывали средние сроки отпадения первичного и вторичного струпьев.

Результаты исследования и их обсуждение

Случаев незапланированной гибели и осложнений у животных не наблюдалось. Получавшие ТЭС-терапию крысы быстрее выходили из наркоза и лучше переносили послеоперационный период. На 3 сутки у животных 2 группы происходило значительное уменьшение раневой поверхности и отечности, площадь раны составляла 48,2 ± 1,4 % от исходной величины. У животных 1 группы площадь раны составляла 71,3 ± 2,3 %. На 6 сутки площадь раневой поверхности во 2 группе составляла 29,1 ± 0,8%, а на 10 сутки – 11,4± 0,3% , тогда как во 2 группе 50,1 ± 1,8% и 29,5± 0,7% соответственно.

Эпителизация раневого дефекта, которая начиналась с 3-6 суток ростом эпидермиса по краям раны, во 2 группе значительно ускорялась, анализ гистоструктуры кожи показал ярко выраженные различия у опытных животных по сравнению с контрольными. На 6 сутки грануляции во 2 группе животных характеризовалась значительным количеством фибробластов и капилляров, которые выявлялись по всей поверхности раны. Максимальное количество сосудов наблюдалось в верхних слоях ткани. Состояние раны характеризовалось отсутствием отека и лейкоцитарной инфильтрации. Регенерирующий эпителий покрывал рану на значительном протяжении. У контрольных животных в этот же срок наблюдалась ярко выраженная гиперемия и отечность краев раневой поверхности. Струп, сформированный некротическими массами, был неплотно спаян с подлежащими тканями и имел значительную величину. На 10 сутки у крыс, получавших ТЭС-терапию, отмечалось очищение раны от струпа, края ран выровнялись, приобрели розовую окраску, гиперемия и отек вокруг дефекта не обнаруживались. Регенерирующий эпителий состоял из нескольких пластов, покрывал всю область бывшей раны, а на 16 сутки появился волосяной покров. В контрольной группе полное заживление ран наблюдалось к 22-25 суткам.

Выводы

Установлено что ТЭС-терапия значительно ускоряет восстановление раневых дефектов кожи, активируя посттравматическую репаративную регенерацию тканей, что позволяет рекомендовать данный метод для использования в клинике с целью стимуляции заживления обширных ран, ожогов и трофических язв кожи.