Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2086 KB

Целью нашего исследования стало изучение гендерных установок студентов педагогического вуза в отношении своего и противоположного пола. В качестве испытуемых выступили 65 студенток первого и второго курсов в возрасте 18-19 лет. В ходе обследования

были применены: опросник С. Бэм, позволяющий определить степень выраженности фемининных, маскулинных и андрогинных характеристик личности; тест незаконченных предложений «Я-женщина»; опросник для изучения гендерных стереотипов в семейных отношениях;методика изучения гендерных установок «Рисунок мужчины и женщины». В обобщенном виде полученные данные могут быть представлены следующим образом. Фемининный тип личности диагностирован у 13,8% студенток, маскулинный – у 3,1% и андрогинный – у 83,1% испытуемых. Выявленная тенденция отвечает современным социальным реалиям, предъявляющим к женщине новые требования, в том числе наличие у нее определенных маскулинных социально-психологических качеств (активность, независимость, надежность, ответственность и др.) и готовность женщины к выполнению новых социальных ролей (руководителя, политика, бизнесмена и др.).В то же время установлено, что 72,3% студенток воспринимают себя как соответствующих фемининному гендерному стереотипу, а 27,7% недостаточно четко осознают или «вытесняют» собственные гендерные характеристики.Можно предположить, что современные девушки вкладывают новое содержание в понятия «мужчина» и «женщина», что требует пересмотра диагностического аппарата, направленного на изучение фемининных, маскулинных и андрогинных характеристик личности. Столь же противоречивыми являются и результаты изучения гендерных стереотипов в семейных отношениях. Традиционно-патриархального типа семьи, при котором муж является главой и обязанности супругов строго определены их полом, планируют придерживаться 24,6% студенток педагогического вуза, эгалитарного типа, где нет дифференциации по признаку пола, - 15,4%. Объединили в своих ответах обозначенные типы семейного устройства 47,7% испытуемых, при этом соотношение было либо 50% на 50%, либо на фоне эгалитарных отношений признавалось главенство мужчины. Нетрадиционный тип семейных отношений, при котором жена – глава семьи, обязанности мужчины и женщины противоположны традиционным, выбрали 6,2% студенток. Объединили в своих ответах эгалитарный и нетрадиционный типы 1,5% обследованных, а все три типа – 4,6%. Очевидно, что на сегодня граница между гендерными стереотипами семейных отношений размыта, как и в случае личных социально-психологических качеств современных студенток. И эта проблема требует пристального внимания специалистов.

Далее нами был проведен анализ рисунков мужчины и женщины, при котором изучалось пространственное расположение фигур, их абсолютная и относительная величина, особенности изображения, пропорции частей тела, графическое качество фигур своего и противоположного пола, символическое содержание деталей, действий, предметов и степень законченности рисунка. Обнаружено, что у студенток педагогического вуза доминирующей гендерной установкой является «притяжение» (32,3%), отражающее высокую значимость гетеросексуальных отношений и эмоциональную притягательность лиц противоположного пола. На втором месте по количеству выборов - установка «независимость» (18,5%), характеризующая испытуемых как самодостаточных, психологически дистанцированных от противоположного пола. Возможные причины – эгоцентризм или социальная неловкость. Третью позицию занимает установка «индифферентность» (16,9%), раскрывающая проблемы полоролевой дифференциации, т.е. наличия у испытуемых недостаточно сформированного представленияо типично мужском и типично женском. Далее идет установка «сотрудничество» (15,4%), при которой представители противоположного пола рассматриваются как субъекты деятельности, что в большей степени характерно для девушек с высоким уровнем притязаний, целеустремленных и ориентированных на материальные ценности. На пятом месте установка «опора» (7,7%), наиболее свойственная мягким, дружелюбным девушкам, находящим в мужчине поддержку и надежного союзника. Последнее место разделили установки «изоляция» и «агрессия» (по 4,6%). В первом случае у испытуемых имеются проблемы в области гетеро-сексуальных отношений. Возможная причина – конфликт, разрыв, стресс в области взаимоотношения полов и как следствие – сниженный фон настроения, депрессия. Установка «агрессия» свидетельствует о восприятии мужчин, как несущих угрозу. Возможно, это следствие личного травматического опыта испытуемых, переживших противостояние, вражду или насилие со стороны противоположного пола.

Полученные данные позволяют утверждать наличие новых тенденций в представлении студенток о себе и противоположном поле, что требует дальнейшего междисциплинарного изучения и разработки нового диагностического инструментария, соответствующего современным социальным процессам.