Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
2077 KB

Рассматриваются проблемы геоэнергетического освоения крайне удалённых северо-западных территорий Китая. Проблема требует геологического изучения, экономического анализа, вложения капиталов и развития инвестиционных проектов для разработки трудно извлекаемых месторождений углеводородов.

Ключевые слова: энергетика, бассейны, импорт ресурсов, стратегическое партнёрство, новая политика, диверсификация импорта углеводородов.

Актуальность. Быстрый рост китайской экономики в последнее десятилетие привёл к тому, что Китай стал страной с самым большим золотовалютным резервом—более US $ 3 трлн. В рамках «Программы развития энергетики-2020», Китай предпочёл сегодня вкладывать свободные средства также и в регионы мира богатые сырьём. Поставленная правительством задача стимулирования развития и выхода отечественных предприятий на международный рынок полезных ископаемых является актуальной. Китай заключил соглашения о сотрудничестве по совместной разведке и эксплуатации месторождений с 52 странами. Освоенные китайские инвестиции превысили более 100 млрд. долл. Наиболее крупные инвестиционные проекты сегодня имеют три ведущие компании страны—Sinopec (Китайская нефтяная и химическая корпорация), CNOOC (Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация) и CNPC (китайская государственная нефтяная компания).

Задача. Ресурсы углеводородов в Китае сосредоточены в десяти континентальных нефтегазовых бассейнах и на шельфе восточного Китая. Три четверти обьёма нефти (140 млн. т) в Китае сегодня добывается в трёх крупных, но достаточно уже выработанных месторождениях на суше северо-восточного побережья. В поисках новых месторождений Китай большое значение уделяет проведению геологоразведочных работ и в других крупных нефтяных бассейнах, в т. ч. на северо-западе страны: Таримском, Джунгарском и Цайдамском. Эти работы увенчались уже значительным успехом. За последние 15 лет добыча нефти здесь возросла практически в 2, 5 раза с 15,6 млн. т. (в 1995г.) до 38, 5 млн. т. (в 2012г.). Но ресурс территории ещё далеко не изучен и не освоен. Проблема остаётся.

Северо-запад Китая—малоисследованный нефтяной район и ожидаемое увеличение добычи там неслучайно. Крупнейшим бассейном региона является Таримский (560 тыс. км2). Он богат нефтью и пресной водой. Это очень важно, т.к. в центре бассейна—пустыня Такламакан. Разрабатываются нефтяное месторождение «Исиклик», газоконденсатное «Кокоя» и нефтегазовое—«Табэй». Нефтенасыщенными являются каменноугольные, пермские, триасовые, юрские, меловые и палеогеновые отложения: песчаники и кавернозные известняки, суммарной мощностью до 10 км. (в прогибах).

К северу, в провинции Синьцзян, расположен бассейн Джунгария (площ. 130 тыс. км2). Нефтесодержащие породы представлены здесь пермскими, триасовыми и юрскими терригенными накоплениями (до 14 км). В зоне восхождения пластов на крайнем северо-западе бассейна с 1958г. разрабатывается крупное нефтяное месторождение «Карамай». В последнее время открыто еще более 10 нефтяных месторождений. Небольшая глубина залегания нефтесодержащих пластов (400-1600м), большой интервал нефтенасыщения в пермском и каменноугольном разрезах (суммарно 800-900м), хорошие притоки нефти и газа, а также высококачественные вязкие нефти характеризуют этот бассейн (наряду с Таримским) как весьма перспективный для развития нефтяной промышленности и энергетики Китая в XXI веке [1].

Однако, физико-географические особенности территории, ее удалённость от экономически развитого востока страны существенно снижают «рентабельность» освоения этих бассейнов в современной экономической и стратегической политике Китая, ориентированной на лидирующую позицию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому, наряду с развитием собственной нефтяной промышленности, Китай в то же время активно стремится к выходу на мировой нефтегазовый рынок месторождений за рубежом.

Основным районом присутствия Китая в регионе Центральной Азии является Казахстан. Он территориально непосредственно граничит с исследуемыми нами бассейнами северо-западного Китая. С 1997г. КННК (Китайская национальная нефтегазовая корпорация), приобретя 60% акций добывающих предприятий в Актюбинске и Узене, начала поставки добываемой там нефти в Синьцзян по железной дороге Эмба—Алма-Ата—Дружба-Карамай, протяженностью почти 4000км. В связи со значительными издержками на транспортировку сырья в Китай по железной дороге и неустойчивостью цен на нефть, Китайская национальная нефтяная компания (CNPC) продолжает поиск иных вариантов сбыта добываемой в Казахстане нефти: обмен с Россией через Забайкальск, использование российской нефтепроводной сети, подготовка строительства собственного нефтепровода из Казахстана в Синьцзян. Для Китая эти проекты обещают значительное продвижение в решении проблем энергоснабжения страны, а также обеспечение экономического роста и занятости в социально неблагополучных северо-западных провинциях.

Правительство Китая озабочено этим положением и стремится к геологическому изучению своих богатых территорий в новом столетии. Оно активно развивает как собственную нефтяную промышленность, так и укрепляет сотрудничество с зарубежными компаниями по поиску, разведке и разработке месторождений нефти и газа. Требуются значительные научно-практические исследования, участниками которых мы хотели бы стать в будущем. Это должны быть комплексные исследования, нацеленные на долгосрочную разработку отечественных месторождений и максимальное извлечение не только легких и средних нефтей, но и высоковязких, включая природные битумы[2]. Многостороннее сотрудничество со всеми странами производителями и потребителями нефти и других энергоресурсов—основа энергетической политики Китая.

Однако, зависимость от импорта ископаемых ресурсов отрицательно сказывается на безопасности государства и его поступательном развитии. Дефицит ископаемых ресурсов уже стал одним из ключевых факторов, тормозящих процесс экономического и социального развития страны. В условиях значительного роста энергопотребления, именно в силу указанных выше причин, вопросы обеспечения надежности поставок энергоресурсов в последнее время приобрели особую государственную значимость.

Китай ориентируется на то, чтобы обеспечить выполнение требований программы модернизации до 2020 года при опоре, в основном, на освоение собственных запасов полезных ископаемых путём привлечения иностранных инвестиций и технологий с большими льготами. В этом отношении особое внимание обращено на северо-западные территори: Джунгарию, Тарим, Урумчи и др., где имеются хорошие геологические предпосылки и перспективы. Китайские эксперты давно и серьёзно обеспокоены слабой диверсификацией источников импорта нефти. В последние годы там многое сделано для изучения, но далеко недостаточно для решения проблемы с энергопоставками. В настоящее время более 60% ввоза нефти обеспечиваются поставками из пяти стран Ближнего востока и Африки. Поэтому важным составным элементом стратегии Китая является участие в освоении зарубежных нефтяных месторождений в развивающихся странах с помощью китайских специалистов, технологий и капитала. Китай стремится к освоению новых перспективных, географически рассредоточенных месторождений в разных частях планеты[3].

В течении последнего десятиления Китай превратился в важного торгово-экономического партнёра для многих стран мира. Это обеспечило ему поставки необходимого нефтяного сырья для продолжения экономического роста. Успех Китая объясняется приверженностью КНР принципам невмешательства во внутреннюю политику других государств и готовностью инвестировать значительные средства.

Технологический уровень китайских компаний позволяет выступать им оператором на многих зарубежных месторождениях, а расширение отношений с Китаем даёт возможность этим странам обеспечивать социально-экономическое развитие. Отношения «стратегического партнёрства» развиваются очень успешно. Именно они позволяют Китаю диверсифицировать свой импорт углеводородов в соответствии с задачами «Энергетикой Программы 2020».

Вывод. Необходимость обеспечения энергоресурсами Северо-Западного Китая не вызывает у нас никаких сомнений. Средне - и дальне - срочная перспективы Программы развития Китая ориентируют общество на значительно более высокий уровень социально-экономического развития в этих территориях в XXI веке. Воплощение её в жизнь-задачи науки, молодых учёных и специалистов нашей страны.