Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

В последнее время глобализация начинает все более воздействовать на образовательную сферу, способствуя интеграции национальных систем образования. Наиболее определенно эта тенденция проявилась в Болонском процессе. Его главная цель - достижение открытости образования, повышение его конкурентоспособности. В ходе практического осуществления Болонской декларации европейская интеграция выходит за рамки политики и экономики и вторгается в образовательную сферу. В числе ведущих принципов Болонской декларации заявлено достижение высокого качества образования посредством введения единой методологии и технологии управления качеством, развития связей в рамках Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования. Для вхождения в Болонский процесс Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. [1, с.15 ].

Важным условием достижения этой цели является сближение и взаимодействие различных мировых образовательных систем, что может стать импульсом развития интеграционных процессов во всех сферах общественной жизни в мировом образовательном пространстве и, вместе с тем, способствовать улучшению деятельности самих образовательных институтов.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» главной задачей российской образовательной политики являлось обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и государства.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благополучия каждого гражданина.

Интеграция не стирает национальные различия. В процессе самоопределения и самоидентификации новых государств естественно, ведется разработка собственных программ развития образования с учетом специфики национальной культуры и особенностей социально-экономического и политического положения каждой страны. Но при этом существует возможность опираться на сохраняющуюся положительную инерцию действий, сложившейся в прошлом единой системы образования. "При всей важности проведения государствами самостоятельно образовательной политики, - пишет российский исследователь В.А.Мясников, - за многие десятилетия на постсоветском пространстве сформировалось немало общих организационных, содержательных элементов, многочисленных инвариантных характеристик и проблем, единых закономерностей и принципов, научных и методических подходов, ценностных ориентиров, которые позволяют говорить о внутреннем консолидирующем образовательном потенциале стран, входящих в СНГ" [2, с. 3].

Объективная потребность в развитии образовательной интеграции несомненна. Есть и некоторое реальное продвижение. Тем не менее, говорить о едином образовательном пространстве как о реальности сегодня нельзя. Слабости и недостатки, присущие этому объединению, находят отражение и в сфере образования.

В нашей стране, к сожалению, все еще отсутствуют должные возможности для внутрироссийской и международной научной мобильности. Притом, что в современном мире для сохранения кадрового потенциала уже давно и успешно используют исследовательские сети нового типа - международные и корпоративные научно-технические центры, межинститутское сотрудничество. [3, с.3 ].

Россия прочно интегрирована в мировое пространство, но мы должны четко сознавать, что ее роль и место в современном мире будут зависеть от того, сумеет ли наша страна встать в число наиболее развитых государств. А один из этих признаков - забота о научных кадрах.

Напрашивается вывод о необходимости Федеральной программы по непрерывному образованию в области качества. Программы, которая должна обеспечить построение многоуровневой, комплексной системы образования в области качества на уровне школьного, среднего специального и высшего образования, повышения квалификации, переподготовке и цикловой подготовке специалистов, подготовке кадров высшей квалификации, проведении научных исследований и разработок в области проблем качества образования.

Сближение и гармонизация разных подходов в теории и практике управления качеством образования, а также расширившиеся возможности творческого обмена опытом создают все условия для интеграции при подготовке продуктивных идей и новаций, достигнутых разными странами мира, учеными, специалистами, руководителями и педагогами-практиками. [3, с.16].

В новом 21 в. проблемы образования стали приоритетными во всем мире, т.к. они определяют будущее любого народа и человечества в целом. Концептуальной основой любых планируемых преобразований должна быть идея преемственности гуманистических стратегических традиций мирового и отечественного образования. Любые реформы должны не разрушать, а укреплять и развивать позитивное содержание, накопленное в образовании, с учетом особенностей социально-образовательной ситуации, которая определяет некоторые акценты и предпочтения. [4, с.13].

Отличительной чертой российского образования является фундаментальная подготовка его выпускников, заключающаяся в овладении общей культурой, понимании сути происходящих процессов, глубоких знаниях, выходящих за узкопрофессиональные интересы. Это основа обеспечения будущей вертикальной и горизонтальной мобильности работников, их многократного переучивания и повышения квалификации. В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» утверждается, что образовательная задача бакалавриата «состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций...», что бакалавриат должен обеспечить « возможность успешной работы там, куда сегодня идут многие выпускники вузов - дипломированные специалисты (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.) ». [5, с.7].

В педагогическом вузе необходимо оптимальное соотношение между фундаментализацией и профессиональной направленностью образования. Фундаментальные науки связаны с изучением универсальных закономерностей. Любое технологическое научное знание вырастает на основе фундаментального, которое, в свою очередь, в конечном счете, ориентировано на знание технологическое. Наиболее полное научное представление об изучаемом явлении или объекте получается в результате их диалектического синтеза.

Система высшего образования обычно ориентирована на "знаниевую" форму подготовки специалиста, которая означает прагматическое и формальное использование освоенной совокупности истин. Современному же обществу необходим не просто человек знающий, а еще и понимающий специфику бытия, другие культуры, способный вписаться в сложный окружающий его мир. Как говорил еще А.Эйнштейн, недостаточно учить человека только по специальности, в противном случае он со своей специальной подготовкой будет походить на обученную собаку.

Развитие науки и техники во второй половине XX в. привело к лавинообразному возрастанию информации. Объем знаний и количество дисциплин в высшей школе стали расти быстрее, чем совершенствовались методы и содержание образования. Ресурсы экстенсивного развития образования были исчерпаны, и перед высшей школой встала проблема поиска интенсивных технологий обучения. Жизнь людей менялась быстро, возникли условия для формирования новой культурной коммуникации, нового видения и понимания проблем и задач, других отношений между людьми и социальными институтами.

Болонский процесс предлагает интегративную образовательную систему, которая по многим параметрам должна быть едина для стран Европы. Соответственно, такая система просто не может быть выстроена по элитному принципу- для меньшинства, а должна учитывать возможности и интересы большинства, включая общественные потребности и потребности рыночной экономики.

Важнейшим условием успешности процессов международной интеграции образовательных стандартов является интеграция научных знаний и создание оптимальной среды для воспитания гибкого многогранного мышления, для формирования внутренней потребности человека в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни. Образованный человек - это не только специалист или личность, это человек культуры, воспитанный, подготовленный не только к нормальной стабильной жизни, но и к изменениям в условиях труда, к сменам образа жизни. Становится естественным требование, связанное не только с умением учиться и переучиваться, но и быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бордовский Г.А. Образование в области управления качеством: системный взгляд / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров // Высшее образование сегодня. -№3.- 2004 - С.5.
  2. Мясников В.А. СНГ: интеграционные процессы в образовании / В.А. Мясников. - М. - 2003. - 176 с.
  3. Путин В.В. Кадры в государственной научно-технологической политике // Высшее образование сегодня. - №3. - 2004. - С.3.
  4. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования / В.И. Загвязинский // Педагогика. - №6. - 2005. - С. 13.
  5. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и новые реформы Российского образования / Ю.С. Давыдов // Педагогика. - 2005. - №7. - С.3-10.