Казахстанское Приаралье – регион экологического кризиса, результатом которого стало осушение Аральского моря при зарегулировании стока рек Аральского бассейна и возникновение пустошных экосистем на осушенном дне Арала. Всего лишь за 40 лет Аральское море потеряло 90% своих водных запасов из-за масштабного орошения полей. На территории Приаралья преобладают процессы значительной трансформации экосистем (опустынивание), включая деградацию почв и растительности; нарушением объема, режима, качества поверхностных и подземных вод, в том числе на орошаемых землях; преобразование рельефа на песках; техногенез. Наблюдается увеличение континентальности климата в прибрежных районах (среднегодовая температура повысилась на 2-3 градуса, изменился годовой ход осадков), усиление пыльных бурь, увеличение выноса солей и пыли с осушенного дна моря (от 15 до 75 млн. тонн ежегодно), их осаждение на полях под сельскохозяйственными культурами. Продолжается опасное загрязнение пестицидами и увеличение минерализации рек Сырдарьи и Амударьи. В последние годы отмечается резкое поднятие уровня грунтовых вод, местами разрушающего строения, снижающего плодородие почвы. Происходит утрата генофонда растительного и животного мира. Ухудшаются природные условия жизни и работы населения, поэтому в последние годы проблема экологии человека стала определять стратегию борьбы с антропогенным опустыниванием Приаралья [1, 2].
Целью исследования явилось изучение морфофункциональных показателей школьников старших классов в зависимости от удаленности проживания от Аральского моря. Были обследованы школьники, обучавшиеся в 9,10,11 классах и проживавшие в разных регионах области – в городе Казалы, расположенном ближе к морю и в экологически более благополучной зоне – в городе Кызылорде.
Физическое развитие оценивалось по антропометрическим показателям – длине и массе тела, окружности грудной клетки. При исследовании антропометрических признаков у школьников разных районов было установлено, что средние показатели роста, окружности грудной клетки подростков и юношей города Казалы во всех возрастных группах по сравнению с данными параметрами школьников города Кызылорды были меньше. Так, рост 9-тикласников города Казалы был ниже, чем рост 9-тиклассников города Кызылорды на 4,3%, 10-тиклассников – на 3,6%, 11-классников - на 1,2%. Сравнение показателей массы тела школьников 9-11 классов по разным районам, выявило противоположную картину. Масса тела 9-тикласников из города Казалы была выше, чем масса тела сверстников из города Кызылорды на 10,3%, 10-тиклассников – на 6,3%, 11-классников - на 1,5%.
В крови обследованных определяли количество эритроцитов, содержание гемоглобина. Количество эритроцитов (в млн/мкл) в крови у девятиклассников и выпускников школ города Казалы был ниже на 4,9%, чем у школьников такого же возраста города Кызылорды, содержание эритроцитов в крови у 10-тиклассников обоих регионов было одинаковым. Уровень гемоглобина в крови школьников 9 класса города Казалы был ниже, чем у школьников-сверстников города Кызылорды на 22,1% , у учеников 10 класса – на 20,8%, у учеников 11 класса - на 8,6%. Показатели систолического. диастолического давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания у школьников казалинцев по всем возрастным группам не отличались от показателей школьников кызылординцев такого же возраста.
Как следует из приведенных данных, школьники старших классов, проживающие в экологически неблагополучной зоне (г. Казалы), характеризуются отставанием в физическом развитии и пониженным содержанием гемоглобина в крови в отличие от школьников, проживающих на более удаленном расстоянии от Аральского моря. Причины снижения содержания гемоглобина – недостаточная обеспеченность белками, низкая степень биодоступности железа, ухудшение условий окружающей среды, загрязнение ксенобиотиками, тормозящими синтез гемоглобина и др. [3]. Вместе с тем была выявлена зависимость: снижение выраженности различий по антропометрическим показателям, содержанию гемоглобина с увеличением возраста школьников. Данный факт, а также отсутствие различий по показателям кардиореспираторной системы школьников старших классов разных районов, свидетельствуют об активации резервных возможностей ряда систем организма при переходе от подросткового периода к юношескому периоду и о повышении компенсаторно-приспособительных реакций растущего организма к условиям экологически неблагополучного региона.