Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2
2082 KB

Феномен информационной картины мира как естественнонаучной связан с пониманием сущности картины мира как методологического средства изучения информационной реальности (аналогично физической реальности), отражающий важный аспект социального бытия.

Различные направления современных наук, так или иначе, учитывают информационный фактор. «В общем, – хотим ли мы того или нет, но приходится констатировать, что могучий «джинн информации» уже вылез на белый свет из откупоренной Шенноном бутылки и никакими заклинаниями или магическими словами загнать его обратно в бутылку уже нельзя. «Джинн информации» день ото дня продолжает увеличиваться в размерах, и теперь стал уже огромным, как целый мир» [1]. Наступило время господства информации, время ее изучения и систематизации знаний об этом явлении в социальном мире. Такой формой систематизации знаний об информационной реальности выступает информационная картина мира, что подтверждается целым рядом причин.

Во-первых, современный социальный мир переживает информационно-технический этап своего развития, он существует в форме информационной цивилизации. Общественное сознание нуждается в концептуальном характере осмысления происходящих перемен в связи с революционным характером использования компьютерной техники, «усиливающей» интеллект. С одной стороны, такая техника, становясь средством перехода человечества на новый уровень социального бытия, может развиваться только на основе полноценного, достоверного и исчерпывающего знания. С другой стороны, современные технологии во все возрастающей степени концентрируются вокруг и на основе производства, хранения и распространения информации не довольствуясь их прежними формами и способами.

Во-вторых, картина мира отражает основные бытийные характеристики человека как субъекта, понимающего и познающего мир, поэтому и картина мира трансформируется в связи с изменением информационного окружения человека.

В-третьих, интенсивное исследование информации в 1970–1990-е годы создало предпосылки к выделению информатики сначала в значительное дисциплинарное, а затем и интердисциплинарное научное направление. Именно развитие информационной области науки, начавшееся более полувека назад, привело сегодня к изменению многих видов предметной практики, деятельности, собственно человека, (что обуславливает изменение понимания научного образа мира в его информационном аспекте) [2].

В-четвертых, развитие информационной сферы общества актуализировало проблему взаимосвязи целей и задач, средств и инструментов, ценностей и норм научного исследования. Информационные технологии в виде специальных вычислительных процедур и инструментов используются сегодня в большинстве научных направлений. Современный ученый является как потребителем информационных продуктов, так и организатором эксперимента, конструктором коммуникаций и т. д. Для эффективного решения задач ему требуется не только освоение набора инструментов, но и понимание принципов, моделей, схем, опираясь на которые он сможет различать то, что является собственно объектом научных исследований и то, что является инструментом для вычислений, моделирования и т. д. [См. 3]. В области фундаментальных исследований, касающихся изучения свойств новых функциональных материалов утвердился термин «теоретический эксперимент», который, как правило, реализуется с помощью современных компьютеров и суперкомпьютеров на основе квантово-механических моделей, главной целью которых является получение достоверной информации согласующейся с известными экспериментальными данными. Однако, если синтез и исследование свойств новых материалов, зачастую оказываются дорогостоящими и бывают затруднены какими-либо технологическими условиями, то теоретический эксперимент лишен этих проблем и в настоящее время позволяет получать необходимые данные по своей точности и достоверности, не уступающие прецизионным экспериментальным значениям. Это делает возможным изучение в рамках единой модели реальных и, так называемых, гипотетических объектов, информация о свойствах которых позволяет составить общую картину об имеющихся зависимостях и закономерностях путем совершения меньшего числа проб и ошибок [См. 4].

Формирование информационной картины мира связано с развитием технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и передачу информации. На рубеже XX и XXI вв. в науке получило развитие перспективное научное направление – спинтроника, в котором для хранения и передачи информации, в отличие от микроэлектроники, используется не только заряд электрона, но и его спин. Такая миниатюризация, наряду с развиваемыми нанотехнологиями, экспериментами по обнаружению бозона Хиггса, в целом означает переход на более высокую информационную ступень, которая неизбежно скажется на наших представлениях об устройстве окружающего нас мира, а также потребует разработки новых методологических средств, приборов и устройств, обеспечивающих возможность изучения реальности на новом информационном уровне. Проникновение ученых вглубь материи, переход науки и техники на очередной микроуровень, существенно расширяют горизонты наших знаний о естественнонаучной картине мира. Существует и прямо противоположное направление исследований, связанное с изучением макромира за пределами нашей планеты, которое в также порождает новизну в формировании информационной картины мира. Оба этих направления кратно увеличивают существующие информационные потоки, что создает проблемы в их переработке и усвоении новой информации обществом.

Все это приводит к изменению взгляда на мир в целом и требует его нового осмысления в форме соответствующего научно-философского концепта. Интерпретация информационной картины мира как концепта имеет определенные следствия. Более адекватно считать информационную картину мира за некий концепт, рожденный в процессе «встречного движения»: от информатики к философии и от философии к информатике. Иными словами информационная картина мира, это уже не представление, но еще и не понятие, а в реальном научном мышлении – это концепт.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках государственного задания № 2014/64.