Анализ предпринимательской деятельности в стране позволил оценить ее состояние и выявить основные проблемы дальнейшего развития. Хотя в последние годы в России предпринимательский сектор занял важное место в экономике страны, но в то же время необходимо отметить, что количество предпринимателей не соответствует мировым стандартам и не обеспечивает должной эффективности функционирования рыночной экономики. Дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в стране затруднено как по внешним, так и по внутренним причинам. Внешними причинами является экономическое положение страны и потребительское отношение к предпринимательству, отсутствие поддержки малого бизнеса. Внутренними причинами, затрудняющими развитие малого бизнеса, являются неподготовленность (психологическая, профессиональная, материальная) большей части населения к предпринимательской деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Какие профессии выбирают современные российские школьники?
Профессии |
1997 г. (%) |
2011 г. (%) |
Юрист |
25 |
42 |
Банкир, финансист |
37 |
41 |
Менеджер |
28 |
31 |
Предприниматель |
50 |
20 |
Государственный служащий |
5 |
19 |
Врач |
7 |
12 |
Учитель, инженер |
2 |
7 |
Источник: [1]
Значительная часть трудоспособного населения не подготовлена к инициативной работе под личную ответственность за ее результаты. Большая часть потенциальных предпринимателей обладает высоким профессионально-техническим уровнем и не имеет знаний в области менеджмента и маркетинга.
Важнейшей проблемой дальнейшего развития предпринимательской деятельности является создание условий для активизации личностных потенциальных возможностей начинающих предпринимателей и эффективного использования предпринимательских возможностей личности.
Социальные характеристики современного российского предпринимателя рассматриваются многими исследователями. Как правило, это люди наиболее активного среднего возраста от 36 до 45 лет. Они обладают определенным жизненным опытом и силами для реализации своих планов. Можно сказать о появлении учредителей, из которых более половины сосредотачивают в своих руках функции менеджеров и владельцев (совладельцев) предприятия. Для большинства предпринимателей ведение бизнеса является основным занятием, хотя некоторые до сих предпочитают сохранять свои рабочие места в государственных учреждениях как своего рода страховку.
Большинство предпринимателей стремятся занять прочные позиции в сфере своей деятельности. На первом этапе они являются главными организаторами бизнеса, либо входят в команду. Предприниматели предпочитают не общаться с незнакомыми людьми, готовясь открывать собственное дело. Большинство пытается вовлечь в работу родственников, друзей и знакомых, поскольку сегодняшний бизнес требует конфиденциальности и личной преданности. Многие мелкие фирмы являются семейными предприятиями, цель которых состоит скорее в том, чтобы удержаться на рынке, нежели извлечь какую-то прибыль.
Было проведено исследование побудительных мотивов к предпринимательству и трудностей, которые ставят на пути начинающего предпринимателя. В результате обработки полученных анкет был составлен ранжированный перечень ведущих для респондентов мотивов предпринимательской деятельности (таблица 2).
Таблица 2
Ранжированный перечень побудительных мотивов предпринимательской деятельности
Мотив |
Ранг |
Желание иметь хороший заработок |
1 |
Потребность трудоустройства |
2 |
Стремление к независимости |
3 |
Желание самореализации |
4 |
Желание занять в обществе видное место |
5 |
Желание создать дело для своих детей, для семьи |
6 |
Развитие рыночных отношений формирует социальный заказ на качественно новый тип предпринимателя, что предполагает создание научно обоснованной модели деятельности как критерия при оценке современного предпринимателя. Во-первых, необходимо отметить, что сегодня образ предпринимателя помолодел и теперь – это профессиональный и компетентный во всех аспектах своей деятельности порядочный мужчина в возрасте 25-35 лет, имеющий высшее образование и выделяющий из всех ценностей собственное здоровье.
В наши дни предпринимателями могут стать все желающие: для этого необходимо овладеть азами экономической теории, понять и задействовать в своей хозяйственной практике основные способы предпринимательства. Как великое начинается с малого, так и познание предпринимательства необходимо начинать с изучения основ бизнеса и коммерции.
На сегодня основные признаки сложного явления предприимчивости и требования к ним также усложнились:
- самостоятельность и нестандартность поведения хозяйствующих субъектов;
- новаторство и новизна в достижении целей с опорой на собственную инициативу;
- деловитость и практичность;
- смелость и изобретальность;
- состязательность и отсутствие боязни хозяйственного риска;
- ориентация на достижение наивысших результатов, эффективное использование ресурсов [3].
М. Стори, автор монографии «Самые быстрорастущие компании США. Взгляд изнутри», давая оценку черт удачливых предпринимателей, возглавляющих быстрорастущие фирмы, пишет, что предприниматели работают, когда остальные спят, путешествуют, сидят за обедом, когда другие развлекаются. Им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй половиной дня во вторник. Общими характерными чертами всех быстрорастущих предпринимателей являются настойчивость и целеустремленность. Предприниматель очень редко бывает робким и застенчивым человеком. Его неотъемлемой чертой является умение пойти на разумный риск, но при этом он должен помнить, что деньги не являются основным мотивирующим фактором предпринимателя. Тот человек, который своей целью поставит добиться только больших доходов, обязательно доведет свою фирму до финансового краха.
В толковом словаре С.Ожегова предприимчивый трактуется «как умеющий предпринять что-то в нужный момент, находчивый, изобретательный и практичный»; «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного» [2, с. 417].
Очевидно, что современная предпринимательская деятельность может осуществляться только на профессиональной основе с соответствующими знаниями, навыками и опытом. Кроме того, образ современного предпринимателя ассоциируется с образом менеджера, который должен обладать высокими личностными качествами, основу которых составляют управленческая компетентность, экономическая культура, организаторские способности, деловые и нравственные качества. Не менее важно для предпринимателя умение управлять собой, особенно в кризисных ситуациях. В приведенной таблице даны ключевые элементы личностных качеств предпринимателя (таблица 3).
Таблица 3
Общая классификация личностных качеств предпринимателя современного типа
Ранги качеств |
Группы качеств (первый уровень) |
Критерии первого уровня |
1 |
Профессиональная управленческая компетентность |
Наличие профессиональных знаний и умений в сфере управления производством и людьми, знание работы на конкретной управленческой должности |
2 |
Организаторские качества |
Взаимоотношения с людьми |
3 |
Деловые качества |
Отношение к делу |
4 |
Нравственные качества |
Отношение к нравственности |
5 |
Политическая культура |
Отношение к интересам общества, трудового коллектива и личности работника |
6 |
Работоспособность |
Способность к продолжительной творческой деятельности на руководящей должности |
Таким образом, личностные качества, влияющие на становление преуспевающего предпринимателя, выработаны историко-экономическим опытом развития цивилизованного предпринимательства. Предпринимательский тип экономической системы выдвинул личность предпринимателя в число наиболее значимых фигур - субъектов экономического процесса и для дальнейшего развития России необходимо создание экономических, политических, социальных, правовых условий для развития личности предпринимателя.