Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

За последние три года Россия сделала весьма важные шаги по реализации Болонских соглашений и вхождению в единое Европейское пространство, и прежде всего это осуществлено в законодательной сфере. Так, вышел Федеральный закон от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», в котором предусмотрено введение двухуровневой системы высшего образования, предусматривающей выпуск бакалавров и магистров. В результате чего в 2007-2008 учебном году в Российской Федерации выпуск из бакалавриата достиг 91,9 тыс. человек, что составляет 6,66 процента от общей численности выпускников высших учебных заведений, а выпуск из магистратуры - 14,3 тыс. человек[1].

Однако процесс такой модернизации профессионального образования для России неоднозначен и порой противоречив, т.к. существующий у нас пока еще специалитет будет реализовываться только до 2013 года! При этом следует иметь в виду, что уровень магистратуры - это подготовка относительного тонкого слоя трудовых ресурсов, своего рода высокообразованной элиты. В тоже время подготовка основного массового слоя трудовых ресурсов передана бакалавриату. Однако довольно часто уровень подготовки бакалавра не устраивает производство, т.к. бакалавр не имеет практической подготовки для работы на конкретном предприятии. Это происходит от того, что практически всех бакалавров в России готовят по одной классической (академической) модели бакалавриата, не учитывающей требования современного производства, хотя существуют и другие модели, известные в рамках единого Европейского образовательного пространства.

В настоящее время можно выделить следующие возможные варианты реализации бакалавриата:

  • во-первых, это академический и технологический бакалавриат;
  • во-вторых, это университетский и колледжный бакалавриат[2].

Академический бакалавриат предусматривает, прежде всего, глубокую общеобразовательную и профессиональную теоретическую подготовку, которая обеспечивает бакалавру широту общего и профессионального кругозора. Выпускник такой модели бакалавриата практически готовится не к работе на производстве, а к продолжению обучения на следующей ступени - магистра.

Технологический бакалавриат обычно направлен на подготовку высококвалифицированных технологов, бригадиров, сменных инженеров, т.е. по сути это подготовка высококвалифицированных рабочих с высшим образованием.

Университетский бакалавриат - это практически класический, академический бакалавриат, реализуемый в университете и готовящий выпускника к продолжению обучения на уровне магистра.

Колледжный бакалавриат - это модель высшего образования, которая узаконена во многих странах и имеющая определенную практическую направленность. После этого бакалавриата выпускник чаще всего идет именно на производство.

Неудовлетворенность производства уровнем подготовки бакалавров, а также наличие Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» актуализировали необходимость апробирования всех этих моделей в России. Результатом реагирования на эту потребность стал выход Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009г. № 667 « О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Данное Постановление предусматривает формирование и внедрение новых видов образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностью инновационного развития экономики. В рамках реализации Постановления предусмотрена разработка и реализация программ прикладного бакалавриата различного профиля, обеспечивающих профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ бакалавриата.

В рамках этого эксперимента программы прикладного бакалавриата должны разрабатываться по специальностям среднего профессионального образования и (или) направлениям подготовки высшего профессионального образования с учетом профессиональных стандартов (при их наличии) и требований к структуре основной профессиональной образовательной программы:

  • федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования - в части профессиональной практико-ориентированной подготовки;
  • федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовки бакалавров - в части профессиональной теоретической подготовки.

Программа прикладного бакалавриата по специальности среднего профессионального образования формируется на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Профессиональная теоретическая подготовка обеспечивается за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Программа прикладного бакалавриата по направлению подготовки высшего профессионального образования формируется на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Профессиональная практико-ориентированная подготовка обеспечивается за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

При этом формирование программы прикладного бакалавриата в части определения основных видов профессиональной деятельности выпускников, к которым готовится бакалавр, осуществляется образовательным учреждением совместно с работодателями. И все виды практик проводятся в организациях работодателей в рамках модулей при освоении студентами основных видов профессиональной деятельности выпускников.

Сами программы прикладного бакалавриата могут реализовываться:

  • высшим учебным заведением самостоятельно - модель классического (университетского) бакалавриата с некоторой долей прикладного:
  • высшим учебным заведением совместно со средним профессиональным - университетский бакалавриат с большей долей прикладного;
  • средним профессиональным учебным заведением совместно с учреждением высшего образования, реализующим основную профессиональную образовательную программу высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки, включая совместное проведение промежуточных и государственной (итоговой) аттестаций - это уже приближение к модели колледжного прикладного бакалавриата.

Учитывая, что наш колледж является победителем двух Всероссийских конкурсов инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование» в 2007г. и 2009г. [3; 4] и совместно с работодателями участвовал в разработке проекта нового ФГОС СПО по специальности «Производство летательных аппаратов» [5], нами было принято решение об участии в реализации вышеупомянутого Постановления.

Нами была выбрана третья из вышеприведенных моделей и разработана программа прикладного бакалавриата по специальности среднего профессионального образования (СПО) 160108 «Производство летательных аппаратов» в рамках подготовки бакалавров по направлению 160100 «Авиастроение». При этом нашим партнером в плане реализации теоретической подготовки бакалавров является Технологический институт Южного Федерального университета в г. Таганроге, а основными социальными партнерами-работодателями - ОАО Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева», ОАО «Таганрогская авиация» и ОАО «325 Авиационный ремонтный завод».

Совместно с социальными партнерами нами был разработан перечень профессиональных компетенций бакалавра, адекватный современным производственным технологиям, новым формам организации труда и методам управления, включающий также и компетенции, содержащиеся в ФГОС СПО и ФГОС ВПО. В части общих (общекультурных) компетенций за основу взяты общие компетенции, представленные в приложении к приказу Минобрнауки России от 16 октября 2009 г. №423, которые были дополнены в соответствии со спецификой направления подготовки бакалавра.

По нашему мнению и мнению наших социальных партнеров бакалавр по данной специальности должен быть подготовлен в результате освоения профессиональной программы к выполнению следующих конкретных видов и задач профессиональной деятельности: проектно-конструкторской, производственно-технологической, экспериментально-иссле-довательской и организационно-управленческой.

Для реализации прикладного бакалавриата нами были разработаны: проект рабочего учебного плана, проекты рабочих программ учебных дисциплин и проекты рабочих программ профессиональных модулей.

Примерный учебный план составлен в соответствии с ФГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников СПО по специальности 160108 «Производство летательных аппаратов» и ВПО по направлению подготовки бакалавров 160100 «Авиастроение».

В образовательной программе прикладного бакалавриата каждая примерная программа учебной дисциплины рассматривается как часть основной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности СПО по направлению ВПО.

В каждом профессиональном модуле определены осваиваемые дисциплины и требования к результатам освоения модуля (освоенные умения, усвоенные знания) в соответствии с определенными видами профессиональной деятельности и компетенциями. Важное место в практико-ориентированной подготовке бакалавра занимает также производственная практика, которая является составной частью учебного процесса и на всех ее этапах выполняются производственные и учебные задачи. И учебная и производственная практики (по профилю специальности), которые могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) и в специально выделенный период (концентрированно) включены в профессиональный модуль.

Главными направлениями работы колледжа в плане развития отношений с социальными партнерами при реализации прикладного бакалавриата являются: апробация форм и условий взаимодействия с социальными партнерами; создание учебных мест, оснащенных современным учебно-производственным оборудованием; использование высокотехнологичного оборудования предприятий социальных партнеров в процессе прохождения профессиональных практик и использование кадрового потенциала социальных партнеров.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Интеграция системы образования России в единое Европейское пространство. - Журнал «Аккредитация в образовании», июнь, 2009.
  2. Новиков А.М. Развитие экономики и профессиональное образование. - Журнал «Специалист», №9, 2009.
  3. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. - Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007.
  4. Медведев В.П. Интеграция специальностей технологического, вычислительного и экономического профилей подготовки как инновационный метод подготовки конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных производств - Международный журнал экспериментального образования, №3, 2009.
  5. Медведев В.П. Опыт разработки образовательного стандарта для среднего профессионального образования на основе компетентностного подхода и привлечения социальных партнеров. - Материалы XIII международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровневого образования», Нижний Новгород: ННГАСУ, 2009.