Авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), произошедшая 26 апреля 1986 г., несомненно, знакома каждому. Катастрофа на долгое время стала ведущей темой всех мировых СМИ, став крупнейшим техногенным катаклизмом в истории человечества.
События на Чернобыльской АЭС после аварии проходили стремительно. За короткий срок, буквально за несколько суток, из пораженной местности было эвакуировано несколько сот тысяч человек. В эти же дни оформлялись первые границы зоны отчуждения.
Историка-исследователя проблематики Чернобыльской аварии интересует, прежде всего, цепь событий, происходивших в ее первые дни. Немаловажным аспектом является освещение деятельности государственных и партийных органов власти в это же время. Сложившееся в СМИ и обществе мнение о том, что руководители и подчиненные этих органов были в растерянном состоянии, требует тщательного изучения. Одним из видов исторического материала, проливающего свет на события Чернобыльской аварии в первые дни, является делопроизводственная документация.
Цель статьи заключается в рассмотрении динамики происходивших событий на ЧАЭС в период с 26 апреля по 1 мая 1986 г. Для изучения проблемы были использованы документы делопроизводства УКГБ [2], которые периодически в последние десятилетия рассекречивает и предает огласке Служба Безопасности Украины.
Время с 26 апреля по 1 мая 1986 г. представлено пятью источниками. Документы на 27 и 30 апреля отсутствуют – их не составляли, либо не рассекретили на настоящий момент. Отметим, что работа в эти дни всё же упоминается в других докладах.
Из всей массы делопроизводства этих дней основную систематически-информационную нагрузку несет такой подвид источника, как информационное сообщение. Доклады имеют схожую структуру по составлению и содержанию, однако, начиная с 1 мая, в них произошли изменения: информация об уровне радиационного излучения на станции и прилегающих к ней территориях переходит из середины в начало документа, а также исчезает абзац-введение о произошедшем ЧП на станции в ночь на 26 апреля.
Первый источник, вводящий в курс произошедших событий на ЧАЭС, – Уведомление УКГБ УССР по Киеву и Киевской области «О взрыве на ЧАЭС» от 26.04.86 г. [5]. В документе указываются время ЧП, обстоятельства произошедшего, понесенный материальный ущерб, а также количество пострадавших. Докладчик говорит о постоянном контроле над территорией и выезде только созданной оперативно-следственной группы. Отметим, что в этот день появились первые жертвы среди персонала станции – В.Н. Шашенок и В.И. Ходемчук, однако в документе они не упоминаются, скорее всего, из-за спешности составления доклада. Сообщение выполнено в кратком, сухом стиле изложения, цель которого в большей степени – уведомление руководства об аварии на ЧАЭС, нежели анализ и поиск причин произошедшего 26 апреля.
Несколько позднее в этот же день выходит сообщение КГБ УССР «О взрыве на Чернобыльской АЭС» [3], более содержательное, в сравнении с первым документом. Докладчик в своем сообщении акцентирует внимание на проводимых мероприятиях для обеспечения безопасности населения: дезактивация дорог и автомобилей, контроль над выездом из г. Припяти и г. Чернобыля. «Проведено совещание с руководителями и секретарями партийных организаций предприятий по разъяснению населению сложившейся обстановки, – говорится в документе. Впервые упоминается о Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии во главе с Б.Е. Щербиной. Сообщение не указывает на опасность техногенной аварии: при прочтении складывается впечатление полной подконтрольности и безопасности происходящего.
Следующим по хронологии следует информационное сообщение КГБ УССР «О взрыве на ЧАЭС» от 28.04.86 г. [1]. Документ был составлен за 25-28 апреля, для ЦК Компартии Украины. В целом, он повторяет информацию прошлых сообщений с небольшими поправками. В источнике впервые сообщается о принятом решении эвакуировать население с территории, попавшей под выброс радиоактивных веществ. Нельзя утверждать, что государственные органы власти осознали всю тяжесть аварии на атомной станции – учеными и специалистами предполагалось, что эвакуация планировалась временной. Также появляется одна из версий причины взрыва, которую поддерживали многие специалисты и чекисты – диверсия с умыслом.
Последним по времени в данном исследовании источником стало сообщение КГБ УССР «Об обстановке и ходе расследования аварии на Чернобыльской АЭС» от 01.05.86 г. [4]. В документе имеется ряд интересных особенностей. Во-первых, докладчик сообщает о первых результатах оперативно-чекистской работы: для расследования причин аварии – было допрошено 48 человек, изъята часть технической документации. Во-вторых, выдвигается новая версия произошедшей аварии, которая в дальнейшем станет официальной – ошибка персонала станции, нарушение регламента эксплуатации систем блока.
Было выявлено, что органы власти в первые дни недооценивали опасность для здоровья населения, которая исходила от аварийной ЧАЭС. Исследование проблемы требует дальнейшего рассмотрения материалов делопроизводства органов госбезопасности, в особенности отчетной документации как систематического посуточного документа единой структуры с высокой степенью информативности и обширным охватом проблем.