Концептуальная модель этнокультурного образования в РК определяет стратегические цели, задачи воспитания поликультурной личности, ориентированной через познание своей культуры на другие и формирование многоязычного индивида. В ней намечены конкретные пути реализации в системе образования этнокультурных запросов и потребностей казахстанского общества. На основе концептуальной модели этнокультурного образования структурируется этнический компонент содержания образования.
В содержании ВПО (высшего педагогического образования) этнический компонент (ЭК) выполняет разнообразные функции, направленные на формирование личностных и профессиональных качеств будущего педагога. Выделены два основных функциональных направления этнического компонента - личностно и профессионально - ориентированные. К личностно-ориентированному направлению относим следующие функции, которые способствуют формированию личностных качеств индивида как субъекта этноса, гражданина государства, региона и мира: культурообразующую (рассматривает этнический компонент как составной элемент культуры в целом); социализирующую (обеспечивает вхождение индивида в полиэтнический социум); развивающую (реализует цели формирования ЭК); идентификационную (способствует идентификации личности будущего педагога с этносом, государством, регионом и миром).
На основе анализа литературы и изучения сущностных характеристик этнического компонента в содержании высшего педагогического образования стало возможным определить его как гуманитарный комплекс знаний, генетически обусловленный развитием самосознания этноса. Он представлен набором дидактических единиц, основанных на определенных принципах его структурирования. Данный компонент обладает этнопедагогической направленностью на формирование личностных и профессиональных качеств будущего педагога.
Исследование сущностных характеристик исследуемого феномена, его теоретических основ, принципов структурирования, выявление генезиса и современных потребностей социокультурной сферы РК и изучение зарубежного опыта по данной проблеме позволили определить дидактические условия формирования этнического компонента в содержании высшего педагогического образования, которые рассматриваются как определенный набор требований как к отбору учебного материала исследуемой части содержания образования, так и к организации педагогического процесса в вузе, позволяющих обеспечить эффективность и успешность намеченной цели исследования.
Первое условие: целенаправленность этнического компонента в содержании ВПО на формирование поликультурной личности будущего педагога. Целенаправленность этнического компонента в содержании ВПО на формирование поликультурного учителя рассматривается в соответствии с социальным заказом государства и потребностями полиэтнического общества на основе общенациональных целей образования, представленных в ГОСО РК.
Второе условие: установка личности будущего педагога на освоение им социальных ролей как субъекта этноса, гражданина РК, жителя определенного региона и мира средствами этнического компонента в содержании ВПО. Проблема формирования личности - это проблема ее идентичности, этнической, личностной, социальной. Проблема идентичности в современной науке связана с Я-концепцией, которая объясняет наличие у индивида некоего внутриличностного Я, которое фильтрует и устанавливает значимость той или иной информации для человека. Если этническая идентичность выполняет культурно-историческую функцию, то гражданская идентичность связана с идентификацией человека в структуре гражданской общности. Гражданская идентичность в современных условиях выступает как важная часть механизма функционирования политической структуры и культурно-образовательной жизни и сознания общества. Структура гражданской идентичности личности и группы обладает теми же компонентами, что и национальная. Гражданской идентичности также присущи когнитивные, аффективные и регулятивные элементы с соответствующими критериями и показателями. На основе анализа сущности понятий «этническая», «гражданская идентичность» мы пришли к заключению, что таким стержнем для этнической идентичности является этническая ментальность, подчеркивающая особенность этноса, а для гражданской идентичности понятие «патриотизм» является главным признаком среди прочих.
Глобализация как сложный и противоречивый процесс порождает множество новых тенденций, одна из которых - единение человечества в борьбе за сохранение Планеты и всей цивилизации, ее экологического равновесия, устранения конфликтов во имя мира на Земле. В этих условиях формирование планетарной идентичности личности можно рассматривать как общую цель всей педагогики мира. В нашем понимании планетарная идентичность личности заключается в формировании гуманного Человека Мира, обладающего планетарным сознанием, ориентированного на толерантность и взаимопонимание, восприятие ценностей мировой культуры, признание других наций и народностей культур как равноправных, с высоким уровнем духовно-нравственного мироощущения и позитивной регуляцией поведения в межэтнических контактах. В основу формирования планетарной идентичности должны быть положены субъектно-субъектные отношения, диалогичность, сотрудничество и условия, обеспечивающие самореализацию личности, в данном исследовании - будущего педагога. Ключевой константой в структуре планетарной идентичности выступает толерантность. Следует отметить такой важный аспект, что формирование этнической, казахстанской, планетарной идентичностей личности возможно лишь на духовно-нравственных началах. Именно духовно-нравственные основы - это тот краеугольный камень, который не приведет этничность к национализму, гражданственность к социальному нигилизму, планетарное мышление к космополитизму. Приобретение необходимого опыта самоидентификации и преодоления подобных противоречий достигается путем включения личности в систему социальных ролей. Этносоциальная активность личности педагога должна найти свой выход через систему социальных ролей, среди которых следует выделить роли: педагога, воспитателя, субъекта этноса, гражданина государства, жителя конкретного региона и мира.
Третье условие: ориентация содержания высшего педагогического образования на компетентностное развитие будущего педагога средствами этнического компонента.
Социально-ролевой подход к формированию поликультурной личности учителя не может быть реализован без учета его профессиональной деятельности, т.к. одна из главных его социальных позиций - профессиональная. Это вызывает необходимость рассмотрения компетентностного подхода к образованию будущего учителя, что отражает третье дидактическое условие формирования этнического компонента в содержании ВПО.
Анализ характеристик и определение понятий «этнопедагогическая» и «межкультурная» компетентность позволило обосновать компетентностный подход к образованию будущего педагога в контексте культуры. Мы заключили, что под «этнопедагогической компетентностью будущего учителя» следует понимать комплекс этнопедагогических, этнопсихологических, этнокультурных и этносоциальных знаний, а также профессионально-значимых личностных качеств педагога, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, направленной на решение задач воспитания и обучения в условиях полиэтнической образовательной среды. В соответствие с анализом сущности понятия мы рассматриваем «межкультурную компетентность» как готовность личности к межэтнических контактам в процессе интеграции образовательного пространства, как ориентир на знакомство с «чужой» культурой с выходом на межкультурный диалог.
Четвертое условие: соответствие структуры этнического компонента в содержании ВПО целостному формированию поликультурной личности будущего педагога.
Таким образом, исходной точкой и конечной целью в формировании этнического компонента в содержании ВПО является образовательный идеал поликультурной личности будущего педагога.