Организации всегда обладает инновационными ресурсами. Для осуществления инновационных процессов фирме необходимы внешние и внутренние инвестиционные ресурсы. Важную роль играют внешние ресурсы, начинающиеся с инновационной инфраструктуры и включающие, кроме того: инновационный климат; законодательную, бюджетно-налоговую и кредитную поддержку государства. Внутренние инновационные ресурсы–это совокупность финансовых и материальных ресурсов, нематериальных активов, имеющихся в организации при реализации инновационных проектов.
Общим условием успешности инновационной деятельности является достаточность финансирования, а его уровень зависит от финансового состояния предприятия, стратегических приоритетов его инновационной деятельности, принятой инновационной стратегии развития и предшествующих инновационных результатов [1]. Необходимым элементом стратегии организации выступает приоритетность финансирования ее инновационной деятельности, а конкретные размеры финансирования становятся объектом стратегического планирования. Важным условием и источником инновационной деятельности фирмы считается достигнутый еютехнологический уровень. Более высокий технологический уровень производства соответствует формированию и более радикальных инноваций, недоступных для имитации конкурентами. По данным института Академии наук РФ, Россия еще заметно отстает по уровню технологии от ведущих мировых держав. Важным инновационным ресурсом организации также считается соответствие организационных структур и систем управления задачам развития инновационного процесса, когда гибкий характер организационных структур фирмыстановится предпосылкой для развитияинновационной деятельности.
К важнейшим инновационным ресурсам организации относятся нематериальные активы, находящиеся в его распоряжении. Они не поддаются однозначной финансовой оценке, не осязаемы и поэтому не могут быть скопированы конкурентом, но именно они становятся источником конкурентного преимущества. Различают несколько аспектов ценности нематериальных активов:источник дальнейшей инновационной деятельности; источник текущего или потенциального дохода (в будущем результате инновационной деятельности);это фактор капитализации компании;это элемент снижения налогов, обеспечивающий уменьшение базы налогооблагаемой прибыли за счет амортизационных отчислений от стоимости нематериальных активов.
Большое значение для предприятия, осуществляющего собственные разработки, как его инновационный ресурс имеет задел по незавершенным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, где наиболее ценными характеристиками считаются: степень готовности и радикальности; предварительная оценка результата; вероятность положительного результата и др. Инновационным ресурсом также считаются и ранее прекращенные по различным причинам научные разработки, включая и по причине отрицательного результата.К важному ресурсу относятся и эффективные инновационные коммуникации, позволяющие обеспечить комплексное взаимодействие между необходимыми участниками инновационной деятельности в процессе выполнения его конкретных этапов. В регулировании инновационного процесса важнейшую роль играет профессиональный и образовательный уровень персонала, с которым тесно связаны его обучаемость и самообучаемость, или стремление и способности сотрудников приобретать новые навыки и усваивать новые знания. Проблема качества персонала становится значимее для любого бизнеса.
Втораяхарактеристикаинновационного процесса –инновационный потенциал организации (предприятия), отражающий максимальный объем инновационной продукции, который можно получить при полном использовании инновационных ресурсов [2]. Этот финансовый показатель позволяет оценивать разницу между полученными инновационными результатами и максимально возможными от использования всех инновационных ресурсов организации. Инновационная активность предприятия направлена на реализацию ее внутренних инновационных возможностей, а рост этой активности – на улучшение финансовых показателей предприятия. Инновационный потенциал отражает инновационную активность предприятия текущего периода и способность ее роста.
Сложной задачей является количественное определение инновационного потенциала организации, поскольку в совокупности этот потенциал есть сложная нелинейная функция потенциалов отдельных видов инновационных ресурсов, которую следует принимать предметом конкретного творческого анализа в каждом отдельном случае. Фирме важно получать данные по каждому инновационному ресурсу, вкладываемому в повышение эффективности, при условии его полной реализации снаименьшими финансовыми вложениями, соответственно на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период.
Ресурсная инновационная база характерна тем, что отдельные ее составляющие достаточно длительно могут быть слабыми позициями инновационного потенциала организации, что объясняется внутренними ее факторами, например, падением инновационной активности высшего руководства. Тогда именно анализ инновационного потенциала позволить выявить эффективные направления инновационной деятельности, включая оптимальные инновационные стратегии. Среди разнообразий инновационных стратегий можно выделить несколько типовых [3].Наступательная стратегия – стратегия научно-технологического лидерства. Характеризуется возможностями высокой окупаемости, однако для нее характерны и высокие риски. Стратегию рекомендуется применять при высоком уровне квалификации персонала, крупных размеров финансовых ресурсов, в условиях благоприятного организационного климата.
Защитная (оборонительная) инновационная стратегия рекомендуется любой организации, осуществляющей инновационную деятельность, и рассчитана на незначительные улучшения технологий, высоких финансовых ресурсов не требует. Она обладает невысокими рисками и реализуется за счет низких издержек производства. Предложения технологических инноваций целесообразно стимулировать по направлениям: развития инновационной культуры предприятия;повышения инновационной активности персонала;организационного оформления и внедрения систем стимулирования инновационной деятельности сотрудников.
Промежуточная (оппортунистическая) стратегия – направлена на поиск рыночных ниш, повышение квалификации новаторов и на сознательное исключение прямой конфронтации с конкурентами. Также она рекомендуется при рассмотрении вопроса о внедрении в организации конкретного организационно-управленческого нововведения, при этом следует детально изучить инновации на их социально-психологическую совместимость с организацией.
Инновационные продукты требуют коммерциализации.Многообразные характеристики инноваций в различных сферах их применения позволяет свести их к следующим [4]: 1) приоритетность – новизна новшества, его потенциальная практическая полезность, конкурентоспособность и экономическая безопасность; 2) универсальность – потенциальная возможность новшества к использованию в любых предпринимательских сферах; 3) коммерциализуемость – величина инвестиционного спроса на новшество, его потенциальная прибыльность с учетом предполагаемых рисков; 4) безопасность – отсутствие экологических последствий от изготовления и использования новшества, безопасность людей и надежность техники в производстве; 5) технологичность – способность новшества включаться в систему, улучшая ее характеристики; 6) социальность – наличие социального эффекта от использования новшества.
В текущем столетии открылись возможности «лавинного» появления новшеств, что требует контроля инноваций на безопасность развития цивилизации и на наличие негативных моментов их использования. Заметно усиление рыночных начал в регулировании отношений, характеризующих творческую деятельность, появилась тенденция перемещения продуктов этой сферы деятельности в экономическую сферу, в сферу предпринимательской деятельности, которая связана с вложением средств с целью получения прибыли, как правило, за счет новшеств, путем сочетания личной выгоды с общественной пользой. Повышенный хозяйственный риск. В мире (как и в нашей стране) коммерциализуется 3-5 % научных продуктов [Эксперт, № 26, 1999]. Имеются существенные трудности в решении вопроса о праве на интеллектуальную собственность.
Выделим основные направления коммерциализации интеллектуальной собственности как новшеств и источники поступления объектов промышленной собственности в хозяйственный оборот: 1) приобретение или создание актива (собственные долгосрочные инвестиции субъекта хозяйствования); 2) вклад в уставный капитал субъекта хозяйствования; 3) получение как безвозмездная передача от третьих лиц; 4) передача в целях проведения совместной деятельности.
Рассматривая товарную сторону процесса организации инновационной деятельности, выделим такие виды инновационного товара (табл. 1).
Таблица 1
Товарный разрез новшеств
Вид инновационного товара |
Характеристика товара |
Новшество (единичное) |
Наиболее массовый единичный инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения |
Объектное новшество |
Несколько взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определенные тенденции развития техники и технологии |
Базовое новшество |
Комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах и /или/ новое качество экономического роста |
Программное новшество |
Комплекс единичных объектов и базовых новшеств, вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность и/или новое качество экономического роста |
Единичное новшество – товар как основа рынка интеллектуальной продукции, живет самостоятельно и морально устаревает. Группа новшеств – «флуктуация» взаимосвязанных новшеств, отражающих новую потребительскую ценность.Такие группы новшеств, распространяющиеся на рынке, отражают новые тенденции знаний и потребностей производства. Заметно два направления развития этого товара.
Первое – естественное появление новых материалов и как результат – появление модификаций. Второе – объединение вторничных новшеств вокруг базового (новые технологии [5].
База новых технологий и оборудования дает толчок развитию новому инновационному товару – новшеству-объекту. Покупателю в качестве инновационного предложения предлагается полный комплекс технологической и проектной документации для запуска нового предприятия. Появился спрос на инновационный товар, имеющий программный характер, который, исходя из целей производства, имеет всю разновидность новшеств и их групп, включая специфические объекты интеллектуальной собственности – управленческие, коммерческие и финансовые ноу-хау. В зависимости от положения на рынке относительно возможностей предложения нового качества товаров предприниматель применяет определенную стратегию в конкурентной борьбе за выживание, которая сводится к выбору комбинации ценовой и неценовой конкуренции. Это позволяет ему активно влиять на предложения рынка интеллектуальной продукции в интересах своей фирмы.
При радикальном нововведении усиливается опасность провала, однако способности инновационного менеджера в управлении таким процессом позволяют рассчитывать на высокую прибыльность венчурного бизнеса [6]. По существу, инновационное предложение нацелено на трансформацию новшества в весомый фактор производства. Особенности новшества определяют и специфику цены, способа образования и требования к ценам:
1) использования новшества дает эффект, выражающийся в накоплении дополнительной прибыли от использования в производстве;
2) масса эффекта зависит от срока использования новшества, обусловливаемого моральным износом новшества;
3) со временем использования новшества экономический эффект снижается;
4) эффект от новшества нельзя полностью засчитывать инновационной организации, иначе покупка новшества становится бессмысленной;
5) научный продукт не отчуждается от инновационной организации, при использовании не уничтожается, как другие товары, и практически может быть неоднократно продан различным покупателям.
Экономическая ценность инновации определяется ростом прибыльности, расширением масштаба производства и возможностей накоплений для реинвестирования капитала [7]. Эффект от инновации проявляется и в социальной сфере, в которой повышающиеся доходы граждан полнее удовлетворяют общественные потребности и повышают качество жизни.
Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, взаимодействующих с образованием и инновационными коммуникациями, формированием инвестиционного спроса и предложения. От других рынков он отличается тем, что поддается «субъектному» программированию, конкретной адресации новшества и применению современных маркетинговых методов управления в создании и реализации новшеств. Конъюнктуру этого рынка определяет соотношение спроса и предложения, платежеспособные возможности покупателей (инвесторов), а также эффективность инновационных коммуникаций.