Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2034 KB

Опираясь на исследования последнего десятилетия [1,2, 3,5] можно заметить, что при профессиональной подготовке компетентных инженерных кадров одним из ведущих внутренних факторов, оказывающих действие на достижение цели обучения, является профессиональная самореализация. Это качество можно соотнести с формированием профессиональной компетентности у студентов инженерно-технических вузов, поскольку получаемые знания и информация, необходимы для активной и ответственной жизни, а также для проведения сопоставлений, для осознания и оценки жизненных процессов. При этом субъективное отношение инженерных работников к производственным ситуациям проявляется в оценке явлений и процессов, понимании смысла профессионального поведения и профессиональной деятельности в целом.

Определение профессиональной самореализации связывается с максимальным использованием потенциала человека в профессии. Компетентность инженерных работников связана с умением применить сформированные компетенции в профессиональной деятельности. Поскольку целью профессионального обучения является формирование компетентного специалиста, способного реализовывать свои потенциальные компетенции профессионального и профессионально-личностного характера, следовательно, она (цель) может характеризовать заранее запланированный и ожидаемый результат обучения.

В современных условиях подготовки при оптимизации обучения самореализация, как фактор является определяющим, поскольку он показывает цель — к чему стремятся преподаватели, студенты и предриятия-работодатели, а также указывает конечный желаемый результат (соответствие целевым установкам полученного на выходе). Именно привлекательность будущего результата придает ему мотивирующий характер. Привлекательность может быть внутренней, когда результат привлекателен сам по себе (когда студент получает удовлетворение от того, что он узнал/«открыл» для себя в профессии что-то новое) и внешней, когда результат привлекателен своими последствиями (похвала преподавателя, приобретение авторитета в среде сокурсников/работников предприятия и т.д.). При этом результатом внутренней привлекательности является возникновение самостоятельной мыслительной деятельности, самовыражение, самоактуализация, появление чувства самоценности; результатом внешней привлекательности становятся появление авторитета, престижа, увеличение возможности социально-психологических контактов, обеспечения материального благополучия, социального признания. При оптимизации обучения инженерных работников необходимо формировать их цели в направлении от внутренней самореализации к внешней, т.е. если будет развита только одна из мотивационных сторон, то говорить о полноценной самореализации невозможно.

При этом немаловажную роль играет отношение руководства к реализации «смелых» проектов молодых инженеров. Если эти проекты реализуются, то происходит и внешняя самореализации «молодых начинают уважать, знают, что они тоже чего-то стоят» [4]. Полноценная самореализация инженера связана с внутренней и внешней мотивацией заниматься профессиональной деятельностью, т.е. человек должен заниматься профессиональной деятельностью, испытывая положительные эмоции, которые направляют его дальнейшую деятельность в русло новых профессиональных действий (изобретений/открытий). При этом самореализация считается полной, если успех признан на социальном и материальном уровне.

В идеале все стороны, участвующие в подготовке молодого специалиста стремятся к полной самореализации будущего работника в условиях, предоставленных предприятием. При этом под самореализацией личности подразумеваются такие характеристики будущего работника, как:

• самостоятельность (способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии);

• творчество (способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности);

• независимость (выбор концепций, выдвижение собственных версий);

• ответственность за свои действия.

Поскольку неразвитость самореализации приводит к угасанию стремления выявить и раскрыть свои возможности и потенции; к безразличию к себе; такие студенты, как правило, обладают слабыми предметными знаниями и умениями; они предпочитают действовать только под чьим-либо руководством. Преобладание этой функции в ущерб другим приводит к тому, что студент проявляет гиперсамостоятельность, пренебрегая мнением окружающих; его воля и настойчивость в достижении поставленных целей и задач переходят в упорство, чувство удовлетворения от реализации своих сущностных сил — в самоцель, свобода — во вседозволенность.