Учебный уровень бакалавриата обеспечивает студенту овладение общекультурными компонентами профессионального образования (ключевыми компетенциями), а также ориентировочную основу действий в будущей профессиональной сфере, готовность решать производственные задачи на уровне требований современной профессиональной среды (базовые компетенции).
Однако работодатели оценивают профессиональные возможности бакалавров с учетом уровня и характера полученной ими подготовки и, к сожалению, воспринимают бакалавров как лиц с неоконченным высшим образованием. Именно это обстоятельство отталкивает многих руководителей от решения о приеме бакалавра на свое производство и ориентирует их на сотрудничество со специалистами, имеющими «полноценный» диплом о высшем образовании. Вместе с тем производству сегодня требуется именно бакалавр, поскольку на рынке труда ощущается острая нехватка компетентных специалистов, способных осуществлять связь между руководителем предприятия (подразделения) и непосредственным исполнителем (рабочим). Совершенно очевидно, что социальные ожидания связаны именно с повышением качества профессионального образования, которое ориентировано сегодня на подготовку компетентного выпускника.
Наиболее важной тенденцией современной образовательной ситуации является проектирование новой модели образования, построенной на основе компетентностного подхода. Это связано с согласованием задач образования и производства. В соответствии с компетентностным подходом содержание образования модернизируется и представляется как система компетентностей, интегрирующая совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, умений и знаний для эффективного решения профессиональных задач.
Компетентностный подход по утверждению В. В. Серикова [2], впитывает в себя достижения культурологического и деятельностного подходов к содержанию образования и вместе с тем актуализирует прагматический, действенный компонент профессиональной культуры. Компетентность - это личностное качество, которое основывается на знаниях, интеллектуально-профессионального характера человека [2].
В ходе исследований по данному вопросу автором выделен профессионально-практический принцип, который выступает как ведущий регулятив вхождения личности в трудовую деятельность, которая для человека на протяжении большей части его жизни является ведущей и определяющей.
Активное вхождение в трудовой процесс и социальные отношения, свободное определение собственных целей реально изменяют профессиональное содержание студента, формируя его опыт и способность выхода за «собственные пределы». Таким образом, формируется личностная активность, устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций [3].
Преобразованное понимание профессионально-практического принципа образования требует серьезного анализа этой дефиниции в контексте данного исследования. Он опирается на важнейший философский посыл о том, что эффективность и качество образования проверяются, подтверждаются и направляются практикой, поскольку практика - это критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов [1].
Профессионально-практический принцип все чаще начинает доминировать в профессиональной подготовке. Причина тому - постепенный поворот профессиональной школы к последовательному решению задачи подготовки профессионально ориентированного специалиста.
В практике обучения установлена конкретная зависимость: если студентов ставить перед необходимостью решать производственные проблемные задачи, то в процессе их решения у студентов развиваются многие качества, характеризующиеся впоследствии как компетентность. К таким качествам можно отнести следующие:
- формирование профессиональной компетентности студента зависит от характера его деятельности;
- вхождение в профессиональную деятельность зависит от сформированности профессиональных ценностей;
- профессиональные ценности определяются мотивами;
- социально значимые мотивы формируются в ситуации успеха, когда возникшее познавательное затруднение разрешается в ходе решения практической задачи;
- практические задачи вытекают из содержания профессиональной подготовки специалиста, которые, в свою очередь, определяются квалификационными характеристиками специалиста и государственными образовательным стандартом.
Условия реализации профессионально-практического принципа могут способствовать эффективной деятельности преподавателей, а также успешной деятельности самих студентов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. М., 1999
- Сериков В.В. Компетентностная модель содержания высшего образования - путь к новому качеству / В.В. Сериков // Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование: сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. Ч.1
- Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Замер. СПб., 1997