О святителе Стефане известно много - после него остались не только иконы, но также фрагменты его посланий, письменных переводов и, главное, подробное житие, написанное Епифанием Премудрым - современником и другом святителя. Житие было написано сразу после смерти святителя, когда еще были живы люди, хорошо знавшие его, так что сомневаться в документальной достоверности жития не приходится. Случай уникальный в русской агиографии [4].
С тех пор как началось апостольское служение Святителя Стефана Пермского, мир очень изменился. Вряд ли кто-то осмелится оспаривать подвиг Стефана, и мы лишь попытаемся понять его подвижничество с точки зрения нашего времени.
Северный город Великий Устюг со своей великой историей открывает нам глаза на многое. Это город, откуда появился Стефан и где мир православия с первых дней окружал его. В этом есть одно из важных начал, ведь мы не рождаемся со знание Бога. Великий Устюг можно рассматривать, как начальную ступень Святителя, там он набирался «граматичной хитрости и книжной силе»[2], и осознал, к чему он будет стремиться. Но к сожаленью, для его развития и миссионерства требовалось гораздо больше и поэтому Стефан отправляется в Ростов.
Ростов сразу поражает Стефана богатой культурой и не менее богатой по тем временам библиотекой, что дает возможность Стефану развиваться еще больше и удовлетворять жажду познания. В 1365 году он поступил в Ростовский монастырь святого Григория Богослова, где и удостоился монашества.
С ревностью углубляясь в чтение книг, Стефан изучил греческий язык с целью уяснить себе все трудно понимаемое в славянском переводе, а впоследствии научился говорить на греческом.
Вскоре после смерти митрополита св. Алексия Стефан отправился в Москву, где получил поддержку наместника кафедры митрополита Руси Михаила (Митяя) и был поставлен в пресвитеры епископом Герасимом Коломенским.
«Шел Стефан однажды в бурю и ветер. Упала к его ногам птица, и он сказал ей: «Не отпускай крыл, птица Божия. В непогожий день легче летать и выше взлетишь!»[1], так восхищался подвигом Стефана писатель Максим Горький, человек далекий от церкви. Возможно, он был прав, видя в поступках Святителя не только его заслуги, как результат праведных трудов, но и как он трудился днями для помощи зырянам, жителям нынешней Республики Коми, ему помогала вера.
Хотя Стефан хорошо был знаком с зырянским языком и бойко на нем говорил, но и задача предстояла ему великая и трудная, ведь в ту пору коми язык не имел ни письменности, ни грамматики. Нельзя не удивляться терпению, неутомимости и искусству блаженного, с какими он на языке, не имевшем слов для выражения многих предметов и отвлеченных понятий, старался выразить и передать высокие истины христианской веры.
«Стефан составил 26-буквенный «анбур» на основе символов, которые вырезали на деревьях охотники-пермяне. В ту пору все охотники на Вычегде были колдунами, которые ворожбой привлекали добычу в свои капканы и совершением обрядов защищались от мести убитых зверей, поэтому на многих деревьях знаки носили магический характер. По этой причине все удивлялись смелости Стефана в переводе священных книг»[3,208].
В 1379 году, около 40 лет от роду, получив благословение Ростовского епископа Герасима, Стефан направился в пермские земли. Путь его был сложен из-за столкновения экономических и политических интересов двух сильных на тот момент времени центров Москвы и Новгорода, народы пребывали в волнении, но это не мешало Стефану завоевывать сердца зырян своей проповедью.
В те времена главными языческими божествами зырян были Войпель и Иомала, поклонялись зыряне солнцу, огню, воде, камням, деревьям и животным, верили в духов добрых и злых, и даже знали единого великого духа Ен. Но его они считали недоступным для поклонения, не смели ни изображать его, ни приносить ему дары. Стефану пришлось столкнуться не только с влиянием на сознание населения северных земель языческих экзотических божеств, но и с друидами и кудесниками, которые пользовались уважением и суеверным почтением как провозвестники воли богов, действовавшие от их лица. Главным был Пам-сотник с которым у Святителя вышел спор. Стефан и Пам состязались за веру, и победа осталась за Стефаном. Победа над друидами дала возможность объединить страну в единое вероисповедание и доказать, что Бог христианский велик!
Но на этом трудности не закончились, надо было избавиться от прежних языческих предметов почитания. Таким предметом, пожалуй, самым притягательным и мощным, служила, для зырян «прокудливая береза», громадная по толщине (в три обхвата) и вышине, стоявшая на возвышенном месте неподалеку от селения Усть-Вымск, куда привела дорога Стефана. К ней собирались зыряне с разных сторон и приносили в жертву лучшие шкуры добытых зверей. Стефан часто ждал неподалеку от березы, поставивший себе целью, обязательно прочесть проповедь зырянам. Он решил воспользоваться тем, что к этой березе собирался народ, и не навязчиво, исподволь проповедовал здесь истины христианской веры. Но вскоре он убедился, что эта «прокудливая береза» крепко держит сердца людей, что она - самое сильное препятствие на их пути к Богу. Стефан решился рассчитаться с прокудливым духом, обитавшим в ней. С надеждою на Бога начал он рубить березу. Береза не поддавалась, и он решил ее сжечь. «Судите сами, - говорил Стефан, обращаясь к язычникам, - сильны ли ваши боги, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, когда они не имеют не только смысла, но и слуха, и зрения? И от меня, слабого, не умело и не могло защитить себя божество ваше. Не таковы ли и все другие боги ваши? Я один истребил и сжег множество их, и ни один из них не воспротивился мне! Не таков Бог христианский. Он все видит, все знает и все может, Он создал весь мир и всем управляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете почитать Его искренне»[4].
Вооружившись пламенной верой, постом и молитвой он разрушал языческие кумирни и обращал язычников ко Христу, строил храмы, ставил монастыри. На верхней Вычегде, там, где ныне стоит Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, им основана пустынь во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского. Стефан первым обозначил и обосновал движение русской цивилизации на восток, предопределив превращение Руси в Россию. Стефан Пермский был фактически признан святым уже при жизни. Его житие составлено Епифанием Премудрым.
Стефан Пермский как государственник выразился в дошедшем до нашего времени тексте «Учительного послания епископа Стефана Великому князю Димитрию», в котором епископ наставляет благоверного князя, как следует управлять государством. Надо сказать, сам святитель ведал об этом не понаслышке. Он, будучи в сущем сане, фактически княжил на огромной территории Перми Вычегодской, кормил и защищал своих новокрещенных чад: во время голода ездил на Русь за хлебом, после набегов ушкуйников ездил увещевать их в Великий Новгород, предпринимал оборонительные действия против вогулов и т.д.
Это Послание - единственное из сохранившихся учительных трудов Святителя. Оно было найдено М.Н.Погодиным в 1846 году в одном из сборников 16-го века. Начинается оно традиционно: «Лучший порядок при начале каждого слова: Богом старайся начинать и в Боге оканчивать...»
«Если тебе ведомо будет Божие, то ты в свете Божием - свет миру, око вселенной. Чистотою ума своего видя свет, ты будешь направлять и подвластных ко свету».
Стефан Пермский был похоронен в Кремле среди младших членов великокняжеской семьи. В ознаменование его заслуг перед Россией, св. Стефан изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). Скульптурное изображение Стефана также помещено на восточном фасаде храма Христа Спасителя в Москве.
Из сочинений святителя Стефана Пермского сохранилось его «Списание» («Поучение»), направленное против еретиков стригольников[5].
Подвиг Стефана Пермского признан веками, и люди, верящие в чистоту его намеренья, всегда будут пользоваться его наследием, в том числе в области управления государством. До нас дошли меткие слова Святителя Стефана Пермского, ставшие крылатым выражением «Богом старайся начинать и в Боге оканчивать».