Учебник «Окружающий мир» для 2 класса составлен на основе проекта «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы, в рамках Федеральной целевой программы развития образования Ф-118».
Начало ХХI века оказалось для России периодом резких экономических, социальных и экологических перемен. Социально-экономическая перестройка в нашей стране совпала с мощными социальными потрясениями и во многих других странах. Они происходили на фоне нарастающего воздействия человечества на природу.
Человечество находится не в ладу и даже во враждебном отношении не только с самим собой, но и с легко уязвимой матерью-природой. Под бессмысленным натиском человека природа с катастрофической быстротой утрачивает былую способность восстанавливать свою красоту, чистоту и силу. Однако природа не прощает плохого к себе отношения и отвечает тем же злом: если человек разрушает, уродует природу, она, в свою очередь, губит человека. Этому способствует расцветающий эгоизм, девальвация духовных ценностей, нигилистическое отношение к нравственным нормам, разрушение веры в справедливость, стремление не придерживаться издревле принятых моральных принципов, глубоко проникших в сознание. Экраны телевизоров и кино, Интернет, страницы газет, журналов и других печатных изданий как никогда активно используются в целях манипуляции сознанием, искушения человека его же слабостями, который после целенаправленной обработки легко предается пороку, делает один неверный шаг за другим. В условиях вседозволенности, оглупления людей, нравственного отравления, растления духа и опустошения душ, в потоке пошлости и примитивизма малое место отводится формированию экологической культуры и поликультуры молодого поколения.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны – как первый, единственный и последний предмет, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Стержнем программы и учебника является логика исторического развития Вселенной, Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Учебник «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
– необходимость интеграции естественнонаучных и гуманитарных предметов с национально-региональными компонентами;
– переход от близкого – к далекому, неизвестному; от родного порога – к другим регионам и странам;
– обязательность духовного развития национальной культуры ученика и его готовности к восприятию общероссийской культуры;
– учет родного языка как основы развития интеллекта ребенка, формирования эмоциональной сферы и становления творческой личности;
– учет национальных и общечеловеческих культурных ценностей.
При составлении учебника «Окружающий мир» для 2 класса определили социальные детерминанты развития экологической культуры учащихся школ и установили:
– приобщение детей к национальной культуре происходит с опорой на экологические компоненты в традициях, праздниках, обычаях и обрядах народа, его духовных и нравственно-эстетических ценностях, основанных на принципах этнопедагогики;
– экологические знания и умения татарского, русского, чувашского, марийского, удмуртского, башкирского и других этносов края помогают укреплению дружбы между народами и связи их национальных культур;
– современный этап развития цивилизации отличается тем, что воспитание нового поколения идет через толерантность к разным народам и их культурам.
При составлении программы и учебника «Окружающий мир» выявили и обосновали социально-психологические детерминанты развития и дидактические условия оптимального использования материалов народной педагогики татар и совместно проживающих этносов региона при формировании поликультуры детей.
В учебнике «Окружающий мир» раскрыты и обобщены механизмы формирования поликультуры учащихся в процессе изучения учебных предметов:
– учащиеся через наблюдения на лоне природы лучше усваивают экологические знания, получают практические умения и навыки, и на этой основе у них поэтапно формируется экологическое сознание;
– основой экологического сознания является система убеждений, порождающая бережное отношение к родной природе, стремление защитить ее;
– этнопедагогические материалы, используемые на уроках «Окружающего мира» ориентированы на формирование у детей поликультуры;
– систематическое проведение нетрадиционных типов уроков «Окружающего мира», содержащих инновационные идеи, способствуют у детей формирования экологической культуры.
В современных условиях поликультурное воспитание и образование необходимо осуществлять с раннего детства, в начальных классах, непрерывно и целенаправленно на основе этнопедагогики.
Подъем экологической культуры народа зависит в значительной мере от уровня эколого-природоохранной подготовки учителя, от его убежденности в необходимости давать своим ученикам глубоко научные экологические, этнопедагогические знания, формирующие экологическую культуру учащихся. Этнопедагогика, в свою очередь, развивается на основе естественных условий жизни, языка, психологии, религии народов, населяющих Республики Татарстан. Главное условие самосохранения экологии народа – верность исторической памяти, преемственность традиций. Национальная культура исторически формируется на основе этнической культуры, она вбирает в себя элементы различных этнических культур и выступает доминирующей.
Проект «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» – в реализации программы и учебника «Окружающий мир» в этнопедагогическом аспекте, имеет экологическое, научно-педагогическое, историческое, социально-политическое значение. Вместе с тем, освоение культурных традиций народов региона становится особенно важным в связи с развитием их национального самосознания. Отсюда вытекает потребность не только реализация данного проекта в учебнике «Окружающий мир», но и выявления закономерных тенденций интеграции экологических, естественнонаучных дисциплин и духовной культуры народов, населяющих Республику Татарстан.
Обучение во 2 классе в объеме 68 часов в год, по 2 часа в неделю.