Формирование социально ценных потребностей у сельских школьников, как особый вид педагогического процесса и одна из важнейших сторон воспитания, рассматривается научной теорией соответствующей направленности. В теории социального воспитания и развития надо видеть не просто систему методических рекомендаций и практических советов, а свои специфические закономерности и вытекающие из них основные принципы и правила, раскрывающие существенные связи и взаимозависимости между изучаемыми социально-педагогическими явлениями и процессами.
Научная теория социального воспитания школьников, наиболее интенсивно развивающаяся в последние годы, находится в органической связи со всей педагогической наукой. И поэтому методологическую основу теории социализации личности подрастающего поколения создают общие законы и принципы современной педагогики. «Общественная практика уже сегодня позволяет говорить о социальной педагогике как общественном феномене, в результате которого ребенок осваивает социальные условия деятельности, обучается и овладевает общественными отношениями, усваивает потребности, мотивы, оценки, социально одобряемые формы поведения», - отмечает в своем монографическом исследовании Л.Ю.Сироткин [1].
Учитывая мысль о том, что нет особой необходимости в данном исследовании более подробно останавливаться на уточнении отдельных подходов к понятиям «закон» и «закономерность» в теории воспитания, отметим лишь то, что они выражают главные, необходимые, внутренние и внешние связи и взаимосвязи между различными педагогическими явлениями, процессами, факторами, условиями, средствами, обусловливающими характер и направленность их развития.
Законы в педагогике выводятся и обосновываются путем абстрактного отражения отношений между педагогическими явлениями, отвлечения от несущественных признаков изучаемых проблем, а также научным осмыслением и обобщением результатов отдельных наблюдений, поисков, специальных опытно-экспериментальных работ. Одной из особенностей закономерностей и принципов социального воспитания и развития подрастающего поколения является то, что они существуют и действуют на школьный и внешкольный воспитательный процесс независимо от сознания учащихся и педагогов. И притом, законы в воспитании действуют независимо от того, знают педагоги о них или нет.
Задачи социализации сельских школьников, формирования у них социальных потребностей предполагают знание педагогами и другими участниками воспитательного процесса основных закономерностей и принципов социального развития личности. Эти знания позволяют им в зависимости от направленности действия педагогических законов и принципов ограничить или расширить их действия в соответствии с поставленными образовательно-воспитательными задачами. Они также помогают педагогам наметить оптимальные формы, пути, методы, средства воспитательной деятельности, учитывать особенности сельского окружения (природного, социального, производственного, экономического и др.), стандарты и образцы, традиции местной жизни. Педагогические законы и принципы помогают соотнести воспитательный процесс с требованиями жизни к формированию подрастающего поколения.
Знание закономерностей социального воспитания позволяет педагогам повысить эффективность воспитательного процесса, его реальные результаты. Поскольку школьники являются частью природы, они в своем развитии подчиняются, естественно, не только социальным, но и биологическим закономерностям. Следовательно, теория социализации должна учитывать не только социально-педагогические, но и одновременно естественно-биологические закономерности и принципы, законы развития высшей нервной деятельности, мотивационно-потребностной сферы подрастающего поколения.
Взаимосвязь педагогических и биологических закономерностей формирования личности является исходным началом любого учебно-воспитательного процесса, деятельности каждого педагога. Практика свидетельствует, что успешная реализация биолого-педагогических закономерностей в практике воспитания учащихся во многом зависит от создания необходимых социально-экономических и психолого-нормативных, материально-технических и духовно-нравственных условий.
В своем исследовании мы опирались прежде всего на общепедагогические законы и закономерности процессов обучения и воспитания учащихся (последовательность и систематичность воспитания, целесообразность воспитания в единстве и взаимосвязи с человеческой природой, роль труда и деятельности в формировании личности школьников и др.).
Значительной теоретико-методологической базой для нашего исследования явились закономерности и принципы воспитания детей, выявленные А.С.Макаренко (закон о развитии коллектива, самоуправления), С.Т.Шацким, П.П.Блонским (закон, определяющий, что среда – объективная основа формирования и развития личности), В.А.Сухомлинским (воспитание гуманности средствами природы) и др.
Анализируя современное состояние поставленной проблемы, можно убедиться в том, что среди педагогов-исследователей отсутствует единое мнение на счет законов, принципов и правил в педагогической науке. Эти категории многими из них рассматриваются смешанно, то есть они не проводят между ними грани (различия), указывают на условность и относительность этих понятий, возможность их взаимных переходов при соответствующих условиях, хотя и выясняют функции каждого в отдельности.
Не ставя перед собой цели далеко заходить в научную полемику по проблеме законов в педагогике, мы выявили закономерности и принципы формирования социально ценных потребностей у сельских школьников. К числу таких факторов мы относим:
- учет естественных, биологических и общественных условий формирования социальных потребностей у сельских школьников;
- педагогические и биологические закономерности развития школьников рассматриваются в их органическом единстве, гармонии при доминирующей роли либо педагогических или же биологических в зависимости от сложившихся внутренних и внешних обстоятельств (возрастные и индивидуальные особенности учащихся, задачи воспитания, его источники и средства, условия среды и др.);
- неодинаковое влияние социальных условий жизни на мировоззрение сельских школьников. Они получают из жизни неодинаковые «порции» человеческого (социального) опыта в ходе их специального воспитания и неорганизованных воздействий со стороны различных факторов среды (одни больше приобретают такой опыт, а другие в то же время значительно меньше);
- в педагогике закономерность указывает на соответствие специально организованных воспитательных процессов и явлений требованиям общественного и естественного развития учащихся;
- в условиях отсутствия в теории воспитания четко начерченных граней между понятиями «закон», «принцип», «правило» мы допускаем в отдельных случаях их взаимный переход, то есть иногда закономерность может быть принципом, и – наоборот. Такое явление мы считаем вполне оправданным, ибо закон является прежде всего научным мышлением, теоретическим суждением. А принципы и правила носят в себе в основном методологические и практические направления, мнения, мысли, и они больше всего связаны с искусством воспитания.
Понятие «социально ценная потребность», как одна из важнейших социально-педагогических категорий, связано прежде всего с новыми социально-экономическими реформами, рыночными отношениями, идеологическими и правовыми основами казахского государства, общественными условиями развития страны, потребностями общества. В этом понятии, естественно, действуют как общие педагогические закономерности и принципы, характерные воспитанию в любых общественных условиях, так и специфические, свойственные именно социальному воспитанию в условиях сельской школы, формированию у учащихся социально ценных потребностей.
Рассмотрим наиболее важные закономерности и принципы формирования СЭЦП (социально-экономические ценные потребности) у сельских школьников. Они нами выявлены и научно обоснованы в ходе теоретического исследования и практического обобщения результатов экспериментальной работы. В этой части исследования мы ограничимся лишь перечислением этих закономерностей. Более подробный и глубокий их научный анализ мы осуществим в последующих частях настоящей главы.
К числу основных закономерностей формирования у сельских школьников социально ценных потребностей, выявленных ходе исследования, мы относим:
1. Закон единства и взаимосвязи объективных и субъективных факторов, наличествующих в жизненном пространстве сельских школьников, в формировании у них социально ценных потребностей. Этот закон устанавливает внешние и внутренние связи между всеми субъектами, субъектами и объектами воспитания, указывает ее формы, направления и средства. Он также определяет условия и требования по обеспечению единства всех воспитательных сил и сторон, принимающих то или иное участие в формировании социальных потребностей у сельских школьников. В этом законе отчетливо прослеживается и сам характер участия тех или иных субъектов в педагогическом процессе, направленность их деятельности, влияние материально-технических условий различных внешкольных объектов, социальных явлений и процессов на воспитание.
2. Обусловленность социальных потребностей сельских школьников характером, содержанием и направленностью социальных ценностей, динамикой развития общества, которые формируются под воздействием педагогических, общественных, социально-экономических, правовых и идеологических факторов. Эта закономерность указывает на необходимость формировать у учащихся действительно истинные социально ценные потребности, ориентировать развитие основных общественных ценностей и явлений в интересах не только личных или групповых, а в целом общества, большинства населения. Наиболее быстрыми темпами должны развиваться благородные, гуманные, общественные явления с тем, чтобы среда жизнедеятельности сельских школьников была благоприятной во всех аспектах и отношениях.
3. Социальное развитие мотивационно-потребностной сферы сельских школьников зависит от их индивидуальных и возрастных особенностей, влияния доминирующих в обществе социальных ценностей, от характера соотношения (гармонии) между личностными и общественными потребностями.
На основе этих трех закономерностей можно определить наиболее важные принципы формирования СЭЦП у учащихся сельской школы. К таким принципам мы относим:
- поэтапный и стадиальный принцип формирования социально ценных потребностей у сельских школьников. В основе этого подхода лежит развитие социальных потребностей учащихся в зависимости от их возрастных и психологических свойств и особенностей. Естественно, социальное становление учащихся нельзя представить как процесс скачкообразный, то есть в начале формируются простейшие потребности, а затем необходимо перейти к развитию более сложных, расположенных на высоких ступенях в ранговой системе ценностей. Процесс формирования личности и ее потребностей – это целостное явление, в котором все компоненты взаимосвязаны. Формируя одну потребность, незаметно становятся, развиваются, совершенствуются и другие. В развитии потребностей человека всегда присутствуют доминирующие, диктующие свои условия другим потребностям в их комплексном развитии;
- многоуровневое формирование социально ценных потребностей у сельских школьников на основе их индивидуально-психологических и возрастных особенностей. Этот принцип указывает на то, что формирование основных видов СЭЦП у школьников происходит одновременно. Но одни потребности формируются более активно, а другие незаметно, что зависит от возрастных этапов (например, группа из учащихся V-VІІ классов, VІІІ-ІХ и Х-ХІ). Это также зависит от того, какие потребности и для какого возрастного этапа являются ведущими, определяющими из соответстующих групп по представленной нами схеме классификации;
- диагностико-прогностический принцип связан с оценночно-аналитической деятельностью педагогов, направленной на различные объекты и субъекты среды, принимающие определенное участие (активное, пассивное, непосредственное, опосредованное и др.) в формировании у учащихся социальных потребностей. Настоящий принцип ориентирует школу и педагогов рассматривать проблемы воспитания учащихся с точки зрения перспектив развития общества, рыночной экономики, демократических процессов;
- интеграция объективных и субъективных воспитательных сил школьной среды - основа повышения эффективности формирования СЭЦП у сельских школьников. Этот принцип в современных условиях один из значимых и необходимых, ибо сейчас в силу разных причин (объективных, необъективных, субъективных и т.д.) происходит расслоение общества по соответствующим социальным группировкам, распыляются воспитательные силы. А также из года в год «худеет», физически и морально стареет материально-техническая база сельких школ. Поэтому для улучшения педагогического процесса в них необходимо собрать их (эти силы) в единый комплекс на базе сельской общеобразовательной школы;
- дифференцированный и индивидуальный подход не только к объекту воспитания (школьнику), но и к источникам, средствам формирования СЭЦП у сельских школьников. Данный принцип ориентирует педагогов в ходе воспитательной работы осуществлять выборочный подход ко всем средствам и источникам формирования социальных потребностей учащихся. Отбор средств воспитания зависит представляет объект воспитания, каковы возраст учащихся, их психологическое ии физическое состояние, гражданское самочувствие, общественное и материальное положение, результаты учебной деятельности и др.;
- комплексно-аналитический, всесторонний подход к организации педагогического процесса по ориентации учащихся на социально ценные потребности. Этот принцип интегрируется со всеми остальными, поскольку формирование социальных потребностей осуществляется в ходе целостного педагогического процесса.
Процесс формирования социально ценных потребностей у сельских школьников требует учета этих закономерностей и принципов, ибо они действуют не только на методику, но и на содержание педагогического процесса. Известно, что социальные потребности порождаются общественными процессами и имеют определенный уровень, определяемый общим развитием культурной, социально-экономической и духовно-нравственной жизни общества, и тем богаче и разносторонне потребности его членов. В иерархии жизненных ценностей общества и людей в зависимости от обстоятельств социальной жизни на передний план могут выйти то низшие, то высшие потребности. Так, исследователи Л.Ю.Сироткин, Г.Н.Волков, Я.И.Ханбиков, П.Н.Осипов, Т.Н.Мальковская, А.В.Мудрик и др. [1-6] пришли к выводу, что при обесценивании высщих человеческих потребностей (потребности в идеале, ценностях культуры, искусства и др,) под угрозой могут оказаться низшие, обеспечивающие повседневные нужды человека. Наше исследование показывает, что у современных сельских школьников явно выражены материальные ценности. Сегодня постепенно исчезают из арены жизнедеятельности учащихся сельских школ идеал, положительные примеры художественных произведений, исскуства, спорта и др. Предупредить и устранить эти недостатки в социальном воспитании современных сельских школьников помогут выявленые нами закономерности и принципы формирования социально ценных потребностей.