Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE MAIN REGULARITIES AND THE PRINCIPLES OF FORMATION OF SOCIAL AND ECONOMIC VALUABLE REQUIREMENTS AT SELKY SCHOOL STUDENTS

Yessirkepov Z.M. 1 Murzabekov M.M. 1 Turspenbetova S.T. 1 Beketova K.N. 1 Abzhalelov B.B. 1
1 Kyzyzlorda state university
2075 KB
In this work it is shown that at modern rural school students material values are obviously expressed. Today gradually the ideal, positive examples of works of art, arts, sports, etc. disappear from the arena of activity of pupils of rural schools. The regularities revealed by us and the principles of formation of socially valuable requirements will help to warn and eliminate these defects of social education of modern rural school students.
education
requirements
rural school students

Формирование социально ценных потребностей у сельских школьников, как особый вид педагогического процесса и одна из важнейших сторон воспитания, рассматривается научной теорией соответствующей направленности. В теории социального воспитания и развития надо видеть не просто систему методических рекомендаций и практических советов, а свои специфические закономерности и вытекающие из них основные принципы и правила, раскрывающие существенные связи и взаимозависимости между изучаемыми социально-педагогическими явлениями и процессами.

Научная теория социального воспитания школьников, наиболее интенсивно развивающаяся в последние годы, находится в органической связи со всей педагогической наукой. И поэтому методологическую основу теории социализации личности подрастающего поколения создают общие законы и принципы современной педагогики. «Общественная практика уже сегодня позволяет говорить о социальной педагогике как общественном феномене, в результате которого ребенок осваивает социальные условия деятельности, обучается и овладевает общественными отношениями, усваивает потребности, мотивы, оценки, социально одобряемые формы поведения», - отмечает в своем монографическом исследовании Л.Ю.Сироткин [1].

Учитывая мысль о том, что нет особой необходимости в данном исследовании более подробно останавливаться на уточнении отдельных подходов к понятиям «закон» и «закономерность» в теории воспитания, отметим лишь то, что они выражают главные, необходимые, внутренние и внешние связи и взаимосвязи между различными педагогическими явлениями, процессами, факторами, условиями, средствами, обусловливающими характер и направленность их развития.

Законы в педагогике выводятся и обосновываются путем абстрактного отражения отношений между педагогическими явлениями, отвлечения от несущественных признаков изучаемых проблем, а также научным осмыслением и обобщением результатов отдельных наблюдений, поисков, специальных опытно-экспериментальных работ. Одной из особенностей закономерностей и принципов социального воспитания и развития подрастающего поколения является то, что они существуют и действуют на школьный и внешкольный воспитательный процесс независимо от сознания учащихся и педагогов. И притом, законы в воспитании действуют независимо от того, знают педагоги о них или нет.

Задачи социализации сельских школьников, формирования у них социальных потребностей предполагают знание педагогами и другими участниками воспитательного процесса основных закономерностей и принципов социального развития личности. Эти знания позволяют им в зависимости от направленности действия педагогических законов и принципов ограничить или расширить их действия в соответствии с поставленными образовательно-воспитательными задачами. Они также помогают педагогам наметить оптимальные формы, пути, методы, средства воспитательной деятельности, учитывать особенности сельского окружения (природного, социального, производственного, экономического и др.), стандарты и образцы, традиции местной жизни. Педагогические законы и принципы помогают соотнести воспитательный процесс с требованиями жизни к формированию подрастающего поколения.

Знание закономерностей социального воспитания позволяет педагогам повысить эффективность воспитательного процесса, его реальные результаты. Поскольку школьники являются частью природы, они в своем развитии подчиняются, естественно, не только социальным, но и биологическим закономерностям. Следовательно, теория социализации должна учитывать не только социально-педагогические, но и одновременно естественно-биологические закономерности и принципы, законы развития высшей нервной деятельности, мотивационно-потребностной сферы подрастающего поколения.

Взаимосвязь педагогических и биологических закономерностей формирования личности является исходным началом любого учебно-воспитательного процесса, деятельности каждого педагога. Практика свидетельствует, что успешная реализация биолого-педагогических закономерностей в практике воспитания учащихся во многом зависит от создания необходимых социально-экономических и психолого-нормативных, материально-технических и духовно-нравственных условий.

В своем исследовании мы опирались прежде всего на общепедагогические законы и закономерности процессов обучения и воспитания учащихся (последовательность и систематичность воспитания, целесообразность воспитания в единстве и взаимосвязи с человеческой природой, роль труда и деятельности в формировании личности школьников и др.).

Значительной теоретико-методологической базой для нашего исследования явились закономерности и принципы воспитания детей, выявленные А.С.Макаренко (закон о развитии коллектива, самоуправления), С.Т.Шацким, П.П.Блонским (закон, определяющий, что среда – объективная основа формирования и развития личности), В.А.Сухомлинским (воспитание гуманности средствами природы) и др.

Анализируя современное состояние поставленной проблемы, можно убедиться в том, что среди педагогов-исследователей отсутствует единое мнение на счет законов, принципов и правил в педагогической науке. Эти категории многими из них рассматриваются смешанно, то есть они не проводят между ними грани (различия), указывают на условность и относительность этих понятий, возможность их взаимных переходов при соответствующих условиях, хотя и выясняют функции каждого в отдельности.

Не ставя перед собой цели далеко заходить в научную полемику по проблеме законов в педагогике, мы выявили закономерности и принципы формирования социально ценных потребностей у сельских школьников. К числу таких факторов мы относим:

  • учет естественных, биологических и общественных условий формирования социальных потребностей у сельских школьников;
  • педагогические и биологические закономерности развития школьников рассматриваются в их органическом единстве, гармонии при доминирующей роли либо педагогических или же биологических в зависимости от сложившихся внутренних и внешних обстоятельств (возрастные и индивидуальные особенности учащихся, задачи воспитания, его источники и средства, условия среды и др.);
  • неодинаковое влияние социальных условий жизни на мировоззрение сельских школьников. Они получают из жизни неодинаковые «порции» человеческого (социального) опыта в ходе их специального воспитания и неорганизованных воздействий со стороны различных факторов среды (одни больше приобретают такой опыт, а другие в то же время значительно меньше);
  • в педагогике закономерность указывает на соответствие специально организованных воспитательных процессов и явлений требованиям общественного и естественного развития учащихся;
  • в условиях отсутствия в теории воспитания четко начерченных граней между понятиями «закон», «принцип», «правило» мы допускаем в отдельных случаях их взаимный переход, то есть иногда закономерность может быть принципом, и – наоборот. Такое явление мы считаем вполне оправданным, ибо закон является прежде всего научным мышлением, теоретическим суждением. А принципы и правила носят в себе в основном методологические и практические направления, мнения, мысли, и они больше всего связаны с искусством воспитания.

Понятие «социально ценная потребность», как одна из важнейших социально-педагогических категорий, связано прежде всего с новыми социально-экономическими реформами, рыночными отношениями, идеологическими и правовыми основами казахского государства, общественными условиями развития страны, потребностями общества. В этом понятии, естественно, действуют как общие педагогические закономерности и принципы, характерные воспитанию в любых общественных условиях, так и специфические, свойственные именно социальному воспитанию в условиях сельской школы, формированию у учащихся социально ценных потребностей.

Рассмотрим наиболее важные закономерности и принципы формирования СЭЦП (социально-экономические ценные потребности) у сельских школьников. Они нами выявлены и научно обоснованы в ходе теоретического исследования и практического обобщения результатов экспериментальной работы. В этой части исследования мы ограничимся лишь перечислением этих закономерностей. Более подробный и глубокий их научный анализ мы осуществим в последующих частях настоящей главы.

К числу основных закономерностей формирования у сельских школьников социально ценных потребностей, выявленных ходе исследования, мы относим:

1. Закон единства и взаимосвязи объективных и субъективных факторов, наличествующих в жизненном пространстве сельских школьников, в формировании у них социально ценных потребностей. Этот закон устанавливает внешние и внутренние связи между всеми субъектами, субъектами и объектами воспитания, указывает ее формы, направления и средства. Он также определяет условия и требования по обеспечению единства всех воспитательных сил и сторон, принимающих то или иное участие в формировании социальных потребностей у сельских школьников. В этом законе отчетливо прослеживается и сам характер участия тех или иных субъектов в педагогическом процессе, направленность их деятельности, влияние материально-технических условий различных внешкольных объектов, социальных явлений и процессов на воспитание.

2. Обусловленность социальных потребностей сельских школьников характером, содержанием и направленностью социальных ценностей, динамикой развития общества, которые формируются под воздействием педагогических, общественных, социально-экономических, правовых и идеологических факторов. Эта закономерность указывает на необходимость формировать у учащихся действительно истинные социально ценные потребности, ориентировать развитие основных общественных ценностей и явлений в интересах не только личных или групповых, а в целом общества, большинства населения. Наиболее быстрыми темпами должны развиваться благородные, гуманные, общественные явления с тем, чтобы среда жизнедеятельности сельских школьников была благоприятной во всех аспектах и отношениях.

3. Социальное развитие мотивационно-потребностной сферы сельских школьников зависит от их индивидуальных и возрастных особенностей, влияния доминирующих в обществе социальных ценностей, от характера соотношения (гармонии) между личностными и общественными потребностями.

На основе этих трех закономерностей можно определить наиболее важные принципы формирования СЭЦП у учащихся сельской школы. К таким принципам мы относим:

  • поэтапный и стадиальный принцип формирования социально ценных потребностей у сельских школьников. В основе этого подхода лежит развитие социальных потребностей учащихся в зависимости от их возрастных и психологических свойств и особенностей. Естественно, социальное становление учащихся нельзя представить как процесс скачкообразный, то есть в начале формируются простейшие потребности, а затем необходимо перейти к развитию более сложных, расположенных на высоких ступенях в ранговой системе ценностей. Процесс формирования личности и ее потребностей – это целостное явление, в котором все компоненты взаимосвязаны. Формируя одну потребность, незаметно становятся, развиваются, совершенствуются и другие. В развитии потребностей человека всегда присутствуют доминирующие, диктующие свои условия другим потребностям в их комплексном развитии;
  • многоуровневое формирование социально ценных потребностей у сельских школьников на основе их индивидуально-психологических и возрастных особенностей. Этот принцип указывает на то, что формирование основных видов СЭЦП у школьников происходит одновременно. Но одни потребности формируются более активно, а другие незаметно, что зависит от возрастных этапов (например, группа из учащихся V-VІІ классов, VІІІ-ІХ и Х-ХІ). Это также зависит от того, какие потребности и для какого возрастного этапа являются ведущими, определяющими из соответстующих групп по представленной нами схеме классификации;
  • диагностико-прогностический принцип связан с оценночно-аналитической деятельностью педагогов, направленной на различные объекты и субъекты среды, принимающие определенное участие (активное, пассивное, непосредственное, опосредованное и др.) в формировании у учащихся социальных потребностей. Настоящий принцип ориентирует школу и педагогов рассматривать проблемы воспитания учащихся с точки зрения перспектив развития общества, рыночной экономики, демократических процессов;
  • интеграция объективных и субъективных воспитательных сил школьной среды - основа повышения эффективности формирования СЭЦП у сельских школьников. Этот принцип в современных условиях один из значимых и необходимых, ибо сейчас в силу разных причин (объективных, необъективных, субъективных и т.д.) происходит расслоение общества по соответствующим социальным группировкам, распыляются воспитательные силы. А также из года в год «худеет», физически и морально стареет материально-техническая база сельких школ. Поэтому для улучшения педагогического процесса в них необходимо собрать их (эти силы) в единый комплекс на базе сельской общеобразовательной школы;
  • дифференцированный и индивидуальный подход не только к объекту воспитания (школьнику), но и к источникам, средствам формирования СЭЦП у сельских школьников. Данный принцип ориентирует педагогов в ходе воспитательной работы осуществлять выборочный подход ко всем средствам и источникам формирования социальных потребностей учащихся. Отбор средств воспитания зависит представляет объект воспитания, каковы возраст учащихся, их психологическое ии физическое состояние, гражданское самочувствие, общественное и материальное положение, результаты учебной деятельности и др.;
  • комплексно-аналитический, всесторонний подход к организации педагогического процесса по ориентации учащихся на социально ценные потребности. Этот принцип интегрируется со всеми остальными, поскольку формирование социальных потребностей осуществляется в ходе целостного педагогического процесса.

Процесс формирования социально ценных потребностей у сельских школьников требует учета этих закономерностей и принципов, ибо они действуют не только на методику, но и на содержание педагогического процесса. Известно, что социальные потребности порождаются общественными процессами и имеют определенный уровень, определяемый общим развитием культурной, социально-экономической и духовно-нравственной жизни общества, и тем богаче и разносторонне потребности его членов. В иерархии жизненных ценностей общества и людей в зависимости от обстоятельств социальной жизни на передний план могут выйти то низшие, то высшие потребности. Так, исследователи Л.Ю.Сироткин, Г.Н.Волков, Я.И.Ханбиков, П.Н.Осипов, Т.Н.Мальковская, А.В.Мудрик и др. [1-6] пришли к выводу, что при обесценивании высщих человеческих потребностей (потребности в идеале, ценностях культуры, искусства и др,) под угрозой могут оказаться низшие, обеспечивающие повседневные нужды человека. Наше исследование показывает, что у современных сельских школьников явно выражены материальные ценности. Сегодня постепенно исчезают из арены жизнедеятельности учащихся сельских школ идеал, положительные примеры художественных произведений, исскуства, спорта и др. Предупредить и устранить эти недостатки в социальном воспитании современных сельских школьников помогут выявленые нами закономерности и принципы формирования социально ценных потребностей.