Введение
В связи с поставленной перед народом Республики Казахстан (РК) задачей вхождения государства в число тридцати наиболее развитых стран мира, требуется принятие эффективных мер в области совершенствования системы образования. Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.
В свете современных требований планируется переход с 2015 года на 12-летнее обучение [3] и обновление содержания среднего образования. В настоящее время обсуждается проект нового стандарта 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе и включающий начальную, основную и старшую школы.
В Республике Казахстан сельские школы составляют 43 %, из которых около половины - малокомплектные. Увеличение числа таких школ, требует обеспечения их высококвалифицированными специалистами.
Таким образом, социальные перемены требуют решения некоторых актуальных проблем подготовки педагогических кадров. Это определяет цель работы - создание организационно-методических условий профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в свете модернизации структуры и обновления содержания общего среднего образования.
Материал и методы исследования
Основной задачей начальной ступени средней школы является обеспечение развития первоначальных учебных навыков и формирование пропедевтических знаний для обучения в основной школе. В начальных классах планируется внедрение интегрированных предметов: «Первый язык и литература»; «Введение в науку» - основы естественных наук (физика, биология, химия); «Познание мира» - основы гуманитарных наук (история, география, обществознание); «Искусство» - интеграция изобразительного искусства, музыки и трудового обучения; «Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)».
Задача основной школы связана с созданием условий для завершения базового образования учащихся и их самоопределения в выборе профиляобучения, для развития самостоятельности путем гармоничного сочетания всех видов деятельности: учебной, проектной, исследовательской.А основная задача старшей школы заключается в осуществлении профильного обучения по естественно-математическому направлению и обеспечении академической подготовки учащихся для поступления в высшие учебные заведения.
Модернизация структуры среднего общего образования направлена на реализацию профильного обучения на старшей ступени 12-летней школы, ориентированного на социализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда, на отработку гибкой связи школы с организациями профессионального образования.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [2] определяет создание основной нормативно-правовой базы для малокомплектных школ (МКШ), проблему повышения качества образования в МКШ, внедрение инклюзивного образования.
В связи с этим перед высшей школой стоит задача выполнения социально-экономического запроса общества в профессиональных кадрах для средней школы.
Подготовка педагогических кадров - комплексная задача, но в числе главных инструментов являются государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО).
В процессе работы были проведены анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки педагогов,ознакомление с учебно-методической документацией, анализ учебных программ средней школы, образовательной практики в школах Алматинской области, беседа со студентами и учителями школ, наблюдение за учащимися.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время подготовка учителей в вузах Республики Казахстан осуществляется согласно ГОСО РК2012 года (бакалавриат) [1]. В рамках академической свободы вуз по своему усмотрению в блоках базовых дисциплин и профилирующих дисциплин имеет право вводить до 70% элективных дисциплин, что позволяет в рамках специальностей высшего образования получить дополнительно профессиональные навыки и компетенции, ориентированные на конкретную сферу деятельности с учетом потребности рынка труда и ожиданий работодателей.На основе государственного стандарта разработаны новые учебные планы, которые предполагают улучшение теоретической и методической подготовки учителей начальных классов. Это решается комплексом специальных дисциплин, формирующих общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки учителя. В учебных планах имеется несколько основных разделов, составляющих процесс подготовки учителя. Это: 1) базовые дисциплины; 2) профилирующие дисциплины; 3) дополнительные образовательные программы. Каждый из этих разделов имеет свои особенности, и все они направлены на обеспечение оптимальной подготовки учителя.
Сегодня, когда динамика развития техники, технологий, информационных технологий опережает смену человеческих поколений, образовательная политика ориентирована на компетентностное образование. Суть такого образования заключается в том, что акцент делается не на требование к уровню подготовки, не на получение отдельных разрозненных знаний, умений и навыков из разных областей, а на требование к формированию целостного качественного результата в виде базовых, которые и позволят выпускникам быть готовыми к адаптации в быстроизменяющемся мире. Поэтому в подготовке специалиста важен компетентностный подход.
Методическая подготовка будущих учителей включает в себя знание задач преподавания учебных предметов на современном этапе; знание трудных мест школьной программы, понимание причин этих трудностей; знание теоретических основ школьного курса предмета; теоретических основ методик; владение методикой преподавания; умение использовать методы обучения и др. Методически грамотно подготовленный специалист должен, например, дать обоснованную критическую оценку школьному учебно-методическому комплексу.Кроме того, учитель должен уметь выбрать из большого числа альтернативных учебников и учебных пособий наиболее подходящий для своего предмета. Современные учебники для 12-летней школы только начинают появляться, и, очевидно, будут пересматриваться неоднократно. Будущий учитель должен знать требования к содержанию современных учебников. Такой подход обуславливает необходимость модернизации методической подготовки студента.Решение этой проблемы видится во введении элективных дисциплин«Профессиональная подготовка учителя для работы в условиях 12-летнего образования», «Организация самостоятельной работы учащихся в условиях 12-летней школы» и др.
Информация сегодня становится главным ресурсом цивилизации и имеет инновационный характер. Следовательно, учитель в условиях перехода на обновленное содержание среднего общего образованияв условиях 12-летнего обучения должен в своей профессиональной деятельности иметь навыки и умения по применению в учебном процессе педагогически оправданных технологий, в том числе личностно-ориентированных, здоровье сберегающих и информационных. Для этого методическая подготовка будущего учителя в педагогическом университете должна предполагать системное использование средств педагогической инноватики. Это требует соответствующей стратегии обучения, развития, образования, которая обеспечит готовность члена общества к инновационным изменениям, смене новых технологий на новейшие технологии. Современному учителю надо знать возможности компьютера в своей предметной области, иметь навыки управления деятельностью учащихся в мультимедийном, дисплейном классе, уметь подбирать и систематизировать из огромного потока нужную информацию, разрабатывать дидактический и электронный материалы. Это проблема качества подготовки педагога к работе в современных условиях, решение которой видится во введении элективных дисциплин, как«ИКТ в учебно-воспитательном процессе».
Вхождение в мировое образовательное пространство обязывает учителя владеть иностранным языком. В связи с этим в нашем университете второй год в режиме эксперимента осуществляется учебный процесс по образовательной программе (ОП) бакалавриата «Педагогика и психология» и «Информационные системы» по программе полиязычного обучения, по ОП «Биология», «Математика», «История» - по совместным программам с вузами-партнерами (Университет Цюрих, Университет Западной Англии).
Сегодня любая профессия требует от человека следования высоким морально-этическим нормам и правилам поведения. Поэтому в образовательном стандарте высшего образования надо предусмотреть механизмы, помогающие формировать духовные, нравственные качества личности, по отношению к людям, обществу, природе, диагностируемые в процессе получения высшего образования. Личностная компонента в педагогическом вузе должна стать превалирующей. Поэтому уместно изучение студентами специальных курсов «Педагогическая этика», «Конфликтология».
Образовательная практика в МКШ показывает, что перед педагогами стоит проблема повышения качества образования.Преодоление традиционного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегических направлений мирового образования. Учитель 12-летней школы должен выполнять функции координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Педагог должен организовать учебный процесс так, чтобы помимо предметных знаний, у учащихся формировались ключевые компетенции. Главный акцент при построении и проведении современного урока направлен на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При этом ученик должен видеть, измерять свои успехи, комфортно себя чувствовать в любой деятельности. Компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы в 12-летней школе предполагают развитие комплекса качеств учащихся, поэтому изменяются и требования к личности педагога, его мастерству.
Для решения проблемы комплектации малокомплектных школ учителяминеобходимо разработать учебно-методический комплекс для педагогических специальностей, учитывающий специфику организации обучения в МКШ.
В этом направлениив университете ведется исследование по теме «Научно-методические основы подготовки учителей для работы в условиях малокомплектной школы».
Результаты исследования направлены на нуждыподготовки будущих учителей к работе в специфических условиях малокомплектной школы.
В этой связи рекомендуется ввести в учебный компонент по выбору рабочих планов педагогических специальностей дисциплины, учитывающие специфику организации обучения в МКШ; в целях обеспечения МКШ педагогическими кадрами подготовить учителей по смежным предметам (математика – информатика, история – география, химия – биология и т.д.); разработать программы и учебно–методические комплексы для интегрированного изучения предметов.
В качестве примера мы предлагаем предусмотреть в учебных планах специальности «Педагогика и методика начального обучения (ПиМНО)» следующие специализации:бакалавр ПиМНО с дополнительной специализацией «Информатика»; бакалавр ПиМНО с дополнительной специализацией «Английский язык»;бакалавр ПиМНОс дополнительной специализацией«Музыкальное образование».
Для реализации равных прав на образование детей с ограниченными возможностями и их социальной адаптацией в условиях сельских малокомплектных школесть необходимость подготовки учителей для реализации политикиинклюзивного образования. В рамках подготовки педагогических кадров для инклюзивного обучения детей в университете проводится научно-исследовательская работа по теме: «Интегрированное коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательных учреждений». Результаты которой внедряются в практику работы нашего вуза.
Выводы
Таким образом, изучение и анализ современного состоянияподготовки педагогических кадров в Республике Казахстан позволяютопределить основные направления и условия совершенствования подготовки будущих учителей.Решение ряда перечисленных выше проблем, стоящих перед педагогическим образованием, позволило бы повысить качество подготовки современного педагога с определенным интегративным набором ключевых профессиональных компетенций.