Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

STUDENTS’ INVOLVMENT IN THE AREA OF SPORT ACTIVITIES

Shivrinskaya S.E. 1 Berceva T.S. 1
1 CHEREPOVETS STATE UNIVERSITY
2173 KB
Analysis of the personal choices of students of Cherepovets State University has been made in the area of sport activities within the past three 3 years. The analysis had shown the most and less popular sport activities. It had also made clear the changes that had happened in students’ interests in different sports. Analysis gave an opportunity to measure the possibility of students’ involvement into regular sport activities. Moreover there had been made a research on the reasons of a lower students’ interest in particular sports. Comparative analysis of these reasons, that had covered students from different universities of Russian Federation, had been also made.
sports activities
personal choice
students’ involvement into regular sport activities

Введение

В последние годы проблема совершенствования системы физической культуры и спорта в нашей стране вышла на государственный уровень. Это обусловлено многими причина, главная из которых низкие показатели здоровья населения, включая детей, подростков и студенческую молодежь.

На наш взгляд, физическая культура в вузе, как пространство оздоровления, воспитания и развития студентов, должна быть, в первую очередь, современной. А, значит, учебный процесс и система дополнительных занятий физическими упражнениями должны быть наполнены тем содержанием, которое вызывает интерес к занятиям и стремление освоить новые физкультурно-спортивные виды, позволяет реализовать свои двигательные возможности и добиться личного успеха, удовлетворяет потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

С каждым годом значение физической культуры и спорта в студенческой среде возрастает - задача заключается в том, чтобы привлечь к этим занятиям всех молодых людей, сделать стойким положительное отношение к физической культуре и спорту и закрепить это отношение в их будущей жизни [Шув].

Современная наука располагает большим числом исследований проблемы вовлечения обучающихся в регулярные занятия физическими упражнениями различной направленности, создания организационно-педагогических условий для удовлетворения различных интересов и потребностей современного студента в двигательной деятельности, интериоризации ценностей физической культуры с использованием новых образовательных технологий, новых видов физических упражнений и новых форм организации занятий. В этой связи большой интерес представляют работы ведущих отечественных ученых А.Б. Артемова, В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, П.К. Дуркина, А.С. Игнатьева, В.И. Ильинича, В.А. Кабачкова, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышевой, В.С. Макеевой, В.В. Пономарева, А.А. Рахматова, С.Е. Шивринской, В.Г. Щербакова, Г.А. Ямалетдиновой и многих других.

В практике вузовского физического воспитания все чаще предлагается использовать систему разработки индивидуальных программ физического совершенствования (Т.М. Булкова, Е.В. Гусельникова и др.), здоровьесберегающие технологий (Д.В. Жамойдин, А.В. Лейфа, и др.), современные информационные и компьютерные технологии (Э.Б. Кайнова).

Кроме того, ФЦП «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» в качестве ключевой ставит задачу вовлечения учащейся молодежи в регулярные занятия физическими упражнениями [4]. Что требует глубоко изучения интересов студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности и их динамики.

Цель исследования

Основной целью исследования стало изучение интересов студентов нашего университета в сфере физкультурно-спортивной деятельности и анализ уровня их вовлеченности в занятия физическими упражнениями различной направленности за период с 2012 по 2014 гг.

Считаем важным сформулировать законодательные и научные предпосылки данного направления научного поиска.

К числу наиболее важных (стратегических) законодательных предпосылок можно отнести следующие положения:

  • «Стратегия развития ФКиС в Российской Федерации до 2020 года» - увеличение доли студентов, систематически занимающихся ФКиС, до 60% (2015) и до 80% (2020);
  • Приказ Минобрнауки РФ №1025 «Об организации процесса физического воспитания в ОУ начального, среднего и высшего образования» - рекомендовать проведение в ОУ дополнительных учебных и внеучебных физкультурно-спортивных занятий и мероприятий сверх нормы, установленной ФГОС;
  • ЦП ЧГУ «Совершенствование СМиФОР в ЧГУ до 2015 года» - увеличение доли студентов, систематически занимающихся ФКиС, с 17,4% (2013) до 35% (2015).

В числе научно-исследовательских проблем выделяем установленные факты:

  • двигательный режим студентов и их отношение к физической культуре и спорту оцениваются как неудовлетворительные;
  • низкий уровень вовлеченности студентов российских вузов в физкультурно-спортивную деятельность.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие студенты ЧГУ I-III курсов очной формы обучения, в количестве 895 в 2012-2013 г. и 1844 человек в 2013-2014 учебном году. В качестве экспериментальных методов использовались анкетирование и математическая обработка эмпирических данных.

Изучаемые показатели – интересы студентов в сфере физической культуры и спорта; количество студентов, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях (вне зависимости от принадлежности этих секций к тем или иным организациям), потребность в организованных занятиях и динамика уровня вовлеченности студентов в спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность.

Результаты исследования и их обсуждение

Основные результаты исследования представлены на рисунках 1,2 и в таблице 1.

schiv1.tif

Рис.1. Распределение испытуемых по уровню вовлеченности и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями различной направленности.

schiv2.tif

Рис.2. Интересы студентов ЧГУ в сфере физической культуры и спорта за 2012-2014 гг.

Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что наиболее популярными физкультурно-спортивными видами среди студентов нашего университета на протяжении двух лет остаются атлетическая гимнастика, оздоровительные системы физических упражнений (фитнес, аэробика) и волейбол. Неожиданным стало снижение интереса к таким спортивным играм, как футбол и баскетбол. Стабильно низкорейтинговыми видами отмечаются легкая атлетика и лыжная подготовка.

Полученные результаты мы сравнили с аналогичными выборами студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, полученными в ходе исследования А.М. Шувалова. У студентов МГУ низкорейтинговыми видами спорта отмечены фехтование, шахматы и велосипедный спорт, а высокорейтинговыми – легкая атлетика, спортивные игры, плавание и лыжный спорт. Кроме того А.М. Шувалову удалось констатировать и те виды спорта, которые следует рассматривать как вновь возникшие в выборах студентов - женская борьба, женский футбол, триатлон, аэробика, армрестлинг [3].

Наши студенты в числе новых видов хотели бы осваивать скалолазание и велосипедный экстрим. Поэтому мы предприняли попытку подойти к решению проблемы приобщения молодежи к занятиям физическими упражнениями посредством расширения организационных форм и содержания внеучебной физкультурно-спортивной деятельности в рамках системы вузовского физического воспитания.

В сентябре 2013 года на Ученом Совете нашего университета была утверждена ЦП «Совершенствование спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в ЧГУ до 2015 года». Ее появлению предшествовала большая аналитическая работа по изучению состояния сферы ФКиС в университете, которая позволила признать низкий уровень:

  •  вовлеченности студентов ЧГУ в физкультурно-спортивную деятельность (например, этот показатель у студентов I курса составил 15%);
  • информационного обеспечения СМиФОР;
  • участия студентов в управлении и организации СМиФОР как внутри университета, так и на уровне города, области [1].

В январе 2014 года на Ученом Совете факультета биологии и здоровья человека ЧГУ были представлены результаты промежуточной экспертизы хода реализации Программы, которые признаны успешными (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей эффективности СМиФОР в ЧГУ
за 2012-13 и 2013-14 (осенний семестр) учебные годы

показатели

2012-13

2013-14

Количество занимающихся в спортивных секциях и в секциях рекреационной и оздоровительной направленности в общей численности студентов очной формы обучения, %

2,32 /0,22

3,55/1,04

Количеств спортивных и физкультурно-оздоровительных секций в вузе, ед.

5/1

10/5

Количество студентов, принявших участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях (без учета спортивных соревнований различного уровня), чел.

54

272

Количество студентов, вовлеченных в движение спортивных волонтеров, чел.

-

47

Количество студентов, вовлеченных в проектную деятельность физкультурной направленности, чел.

-

31

Количество мероприятий, направленных на популяризацию ФКиС среди студенческой молодежи университета, ед.

3

9

Выводы

Учет интересов студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности позволяет более эффективно решать задачи оптимизации содержания и организационных форм целостной системы физического воспитания в вузе и, как следствие, обеспечивать выход на решение стратегической задачи государственной политики в сфере физической культуры – повышение уровня вовлеченности студенческой молодежи в регулярные занятия физическими упражнениям различной направленности.

Нельзя не согласиться с мнением Э.Б. Кайновой о том, что современная ситуация общественного развития ставит перед студенческой молодежью глобальную социально-экономическую задачу по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество. Не оспаривается тот факт, что ее решение по силам только специалистам новой формации, обладающих целым комплексом профессиональных компетенций и личностных качеств. Такой специалист должен обладать высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции отхода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации педагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой формации [2].