Задачей высшей технической школы на современном этапе является интеграция специальной профессиональной подготовки с изучением фундаментальных основ профессиональной деятельности. Одной из фундаментальных наук является математика, в процессе изучения которой формируется математическая компетентность. Математическая компетентность специалиста проявляется в его способности к математическому моделированию инженерных задач, к переводу качественных обыденных или интуитивных описаний действительности, базирующиеся на приблизительных описаниях и образах, на язык математических моделей, определений и формул, из которых возможны количественные выводы и которые позволяют с помощью математических методов исследовать процессы, протекающие в инженерной сфере. Под математической компетентностью понимают овладение студентом соответствующих компетенций, включающее его личностное отношение к предмету деятельности и самой деятельности. Набор математических компетенций зависит от будущей специальности студента.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты, перераспределяются часы общеобразовательных дисциплин: сокращают аудиторные часы за счет увеличения часов на самостоятельную работу. Такое перераспределение произошло и на математической дисциплине.
Для решения сложившейся проблемы был разработан дидактический комплекс по дисциплине «Математический анализ» для студентов заочной формы обучения специальности 230102.65 «Автоматизированные системы обработки информации и управления», направленный на визуализацию методов и способов решения возможных инженерных задач, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности. Дидактический комплекс состоит из 4-х изданий: учебное пособие «Математический анализ» в 2-х частях, методические указания «Математический анализ» 1 семестр и 2 семестр.
Целью дидактического комплекса является наглядно и на доступном уровне систематизировать освоение основных математических компетентностей, методов и приемов применения знаний математического анализа при решении практической профессиональной задачи образованной в ходе исследовательского эксперимента.
Основной задачей дидактического комплекса является организация учебного процесса студентов заочной формы обучения, направленного на приобретение соответствующих компетентностей в изучаемой дисциплине (научить студентов приемам исследования и решения задач, возникающих в дальнейшей специализированной деятельности; выработать у студентов умение анализировать полученные результаты; сформировать у них навыки самостоятельного изучения литературы по математике).
Применение дидактического комплекса «Математический анализ» в процессе обучения формирует следующие математические компетенции: ценностно-смысловые (способность видеть и понимать необходимость изучаемого материала; ориентация в имеющихся знаниях и применение их к решению новых нестандартных задач; осознание важности изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности способствующих принятию эффективных решений); учебно-познавательные (умение решать практические задачи, находить взаимосвязь между полученными знаниями, планировать действия и анализировать полученный результат); личностно-ориентированные (овладение способами и методами деятельности с учетом своих возможностей; рефлексия своей деятельности; умение выделять важные моменты, которые позволят ему самореализоваться в учебной и будущей профессиональной деятельности).
Результатом использования дидактического комплекса является сформированность понятийного аппарата и приобретение соответствующих компетенций, свойственных дисциплине «Математический анализ», которые способствуют формированию инженерного мышления студента. При этом предполагается, что глубокое овладение основными понятиями и методами математики позволит студентам освоить дополнительные разделы, которые могут им понадобиться в будущей профессиональной деятельности. Это важно для студентов, которые не имеют возможность посещать консультативные занятия.
В процессе учебной деятельности с использованием дидактического комплекса происходит целенаправленное упорядочивание, структурирование учебной информации и, в результате, формируются соответствующие новому образовательному стандарту профессиональные компетенции.