Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1
1
2093 KB

С обретением Казахстаном независимости в обществе заметно активизировался интерес к истокам этнической культуры, изучению ее древних корней, взаимосвязанности различных ее форм с категориями и понятиями мировоззренческого порядка, отражающими духовный мир этноса. Как архаичная форма искусства, мозаичные изделия представляют особый интерес, связанный с возможностью восстановления информации о древних эстетических канонах, сакральных представлениях и верованиях, нашедших отражение в узорах и композициях құрақ.

Изучение құрақ как предмета искусства, на сегодняшний день является актуальной научной задачей, позволяющей дополнить наши знания о традиционной культуре народа, его обычаях и обрядах, бытовой практике, контактах и связях с другими этническими формированиями. В наши дни лоскутная мозаика – искусство с одной стороны, древнее и примитивистское, с другой – остро актуальное, востребованное не только в Казахстане, но и в соседних странах и регионах, и – шире – во всем мире. К традициям құрақ обращаются современные художники изобразительного, декоративно-прикладного искусства, прикладники, дизайнеры и модельеры, наконец, сами народные мастера.

Национальное декоративно-прикладное искусство казахского народа уходит корнями вглубь веков и является фундаментом современной художественной культуры Казахстана, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия и оптимизма народного искусства, народной культуры. Оно способствует решению труднейших задач в области художественно-эстетического воспитания молодого поколения, развития духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста творческих способностей. Совокупность прикладного искусства, традиционных ремесел и обычаев, а также, изобразительное, архитектурное и духовное наследие казахского народа, нажитое и передаваемое из поколения в поколение, являются неотъемлемыми компонентами нашего культурного наследия, развивающиеся в тесной и многогранной связи с этнической идентичностью нашего народа, исторического наследника культуры древних саков, гуннов и тюрков. На территории Казахстана с незапамятных времен сменялись различные типы кочевой и оседло-кочевой государственности, процветали и приходили в упадок великие империи прошлого, но неизменным оставалось культура народа. Неоценимый вклад в теоретическую и методологическую разработку изучения проблем народного творчества внес выдающийся ученый-этнограф и фольклорист академик А.X.Маргулан (1904-1985) [1]. В его фундаментальных трудах затрагиваются вопросы происхождения, истории и эволюции казахского народного декоративно-прикладного искусства, дается классификация произведений, характеризующих быт, обычаи и обряды казахов. В первую очередь следует отметить работу «Казахское народное прикладное искусство».

Большой интерес представляет также исследование этнографа М. С. Муканова «Казахские домашние художественные ремесла» (1979), в которых прослеживаются истоки народных ремесел, дается научная классификация казахского орнамента, рассказывается о войлочном производстве, ковроделии, плетении циновок, лоскутном шитье курак, вышивках. Как справедливо замечает ученый, «задача исследователей в области народных промыслов заключается в необходимости обобщить наследие прошлого, подметить новые веяния в этой области, оградить истинно народное творчество от чуждых ему «новшеств» и тем самым способствовать эстетическому восприятию его лучших образцов» [2].

Анализ литературных источников показал, что самым неисследованным звеном в теории изобразительного искусства является область культуры владения художественно-выразительными средствами техники курак. Отсутствие в теории определения понятия техники курак, как художественной, предоставляющей широкий диапазон художественно-выразительных средств для создания современных произведений прикладного искусства , свидетельствует об актуальности этого вопроса. Лоскутная мозаика курак , являясь одной из древних способов создания мозаичного узора из лоскутов различных тканей, несет в себе традиционные приемы грамотного подбора цветовых сочетаний в лоскутном полотне. Рассмотрение этого вида народного творчества, способствует приобщению молодежи к народным традициям наряду с изучением мирового опыта в области лоскутного шитья, углубляет понимание цветовых закономерностей (в лоскутном творчестве).

Традиции лоскутной мозаики занимают значительное место в культурном наследии Казахстана. В наследство от далеких предков остался нам обычай давать в приданое будущей невесте постель, выполненную в технике «қурақ»[3]. Старшее поколение казахского народа сравнивая с красивым говорят: «Қыздын жиған жүгiндей екен», т.е. «Как девичьими руками собранная постель». По старым понятиям говорили и до сих пор бытующая в народе притча или духовное завещание: «Басы» қүралаберсiн майдалап дүние болады, майдалап бiр тамшыдан өзен болады…» - «Пусть строится твое будущее, из мелочи собирается целое богатство, из одной капли воды накапливается целое озеро…»

Этот обычай и традиционное шитье «қурақ» до сих пор сохранились у казахского народа. Мастерицы украшают им верх легких матрацев – қурақ корпе – одеяла, сшитые из ваты или из шерсти (верблюжьей), қурақ корпеше – подстилки, которые постилают на пол, усаживая гостей, бесiк корпе – одеяла для колыбели, орауыш корпе – одеяла для пеленания ребенка.

Значительное внимание в быту казахов уделялось складыванию постели по цветовому подбору. Красочные, подобранные с большим вкусом и талантом, сложенные постели на сундуках всегда стояли на почетном месте юрты. И неспроста путешественники, востоковеды, историки, этнографы, заходя, в гости, в первую очередь большое внимание обращали на убранство постели[4].

И сегодня рассматривая образцы этих изделий в быту, в музейных коллекциях, в книгах и альбомах мы поражаемся их художественному совершенству. С одной стороны все элементы, геометрические мотивы, подбор цветовых сочетаний, подчинены идее создания изделия производящего яркое впечатление. С другой стороны изделие несет в себе силу защиты от злых духов и способствует благополучию в семье.

Основной образующей единицей (элементом) – частью построения орнаментального рисунка лоскутных казахских изделий служили геометрические фигуры, берущие начало от древних солярных мотивов: треугольник, крестовидный элемент. Использование этих фигур в геометрическом орнаменте шитья қурақ не случайно. Так треугольный элемент, применявшийся в древности при культовых обрядах, означал некую грань между бытием и таинственностью потустороннего мира, а крестовидный элемент, в комбинации с другими элементами, берет начало от двух тростниковых палочек, путем трения которых друг о друга древние люди получали огонь.

Из элементов складывались лоскутные мотивы. Мотив в собранном виде имел устойчивый характер, специфическое название, которое давалось по ассоциации с различными явлениями и предметами. Самым древним считается мотив тумар қурақ он разработан давно и встречается в самых различных вариантах. Часто мотив занимает центральное поле мозаичного узора лоскутных изделий и составляется из элементов треугольной формы, контрастных по тону (черного и белого).

Следует также остановиться на рассмотрении приемов организации цельности лоскутного полотна, одним из которых является цветовая гармония. Мозаичные казахские полотна чаще всего строились на контрастных цветах, что придавало декоративный характер изделию. «Громкий» спор красок успокаивался введением разделяющих нейтральных цветов – белого и черного. В итоге белый цвет делал контрастную гармонию мягче и нежнее, а черный придавал композиции четкость и монументальность, на его фоне краски загорались с особой силой. Благодаря этому традиционному приему подбора цветов, лоскутные изделия производили очень яркое впечатление на зрителя.

На примерах современного и близкого нам искусства «Шымкент-арта» мы видим, что курак, как и любая техника национального искусства, обладает только ей присущими художественными достоинствами, связанными с технологией и вместе с тем ограниченными возможностями в передаче цветов и оттенков окружающей среды. Следовательно, исключительно важное значение, для успешного решения живописно-пластических задач современных произведений имеет изучение и освоение специфического языка народных приемов техники курак.

Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:

  • Вхождение этнокультурного феномена в систему мировой цивилизации играло определенную роль в формировании национальной идеи, в ее целостности на протяжении всей истории этого этноса со всеми ее столкновениями противоположных процессов, социальными катаклизмами, культурными и духовными взлетами, застоем и даже регрессом в развитии материальной и духовной культуры.
  • отчуждение подрастающего поколения от традиционной культуры своего народа, десятилетиями формировавшееся этнически нивелированное индивидуальное сознание, в том числе художественное; чаще всего не способствует развитию эстетического сознания, высокохудожественного идеала и вкуса.
  • национальное декоративно-прикладное искусство казахского народа обладает мощным потенциалом в деле художественно-эстетического воспитания современного поколения в системе дополнительного образования, интерпретации в творческой работе элементов национального искусства и способствует формированию положительной национальной самоидентификации.