Проблема влияния знаний, образования на личность, социальные отношения всегда волновала научную мысль. Мыслители всех времен размышляли о взаимодействии знаний и нравственности, пытаясь найти ответ на вопрос о том, может ли человек, получив хорошее образование стать высоконравственной личностью. Всплеск общественного интереса к этой проблеме отмечен в эпоху Просвещения, которая, противопоставляя знание религии, характеризовалась оптимистической верой в прогресс, связываемый с достижениями науки и образования. Согласно идеям Просвещения, человек с помощью разума открывает сущностные связи действительности и создает условия для материального прогресса (вспомним утверждение Ф.Бэкона о том, что «знание - сила»), а значит и для развития личности. Наибольшими препятствиями в этом процессе выступают невежество и суеверия, для преодоления которых необходимо просвещение. Становясь более просвещенными, знающими, люди автоматически становятся моральными личностями, способными отличить добро от зла. Подчеркнем, что этот главный тезис эпохи Просвещения корнями уходит в сократовскую идею неразрывности знания и добродетели. Этический рационализм, знаменующий единство нравственности и разума, знаний должен стать императивом формирования моральной личности в процессе обучения, освоения знаний.
Нравственная атмосфера нашего общества во многом будет зависеть от того, какие знания, нравственные установки и ценностные предпочтения составят внутренний духовный мир нового поколения россиян. Вследствие этого актуальность усиления нравственной составляющей в образовательном процессе приобретает особую остроту. Эта острота обусловлена тем, что молодые люди, обучающиеся сегодня в высших учебных заведениях, рождены в 1990 годы. Они прошли начальную социализацию в сложный период, вошедший в историю криминальными разборками преступных «бригад», которым средства массовой информации придали ореол романтики; борьбой за передел собственности; неустойчивостью политической власти, Безнравственное время рождает безнравственную личность. Сегодня отчетливо констатируется значительное уменьшение молодых посетителей читальных залов библиотек, концертных залов, музеев. С самого юного возраста отдается предпочтение телевизору и интернету. Еще четверть века назад воспринимаемое как дикость, стало привычным объявление «Продаются аттестаты, дипломы вузов». Российская система образования всегда была ориентирована не только на передачу знаний, но и на воспитание нравственной личности, ответственной за всё, что происходит в стране. Ясно, что процессы модернизации российского образования должны учитывать позитивный накопленный опыт, а не быть чистой калькой западного образца. В ответ на назревшую потребность реформирования системы образования и усиления его нравственно-воспитательной компоненты, в нашей стране в конце 2012 года был принят новый Федеральный Закон об образовании, где прямо указано, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1, ст. 2]. Легитимное включение воспитательной составляющей в образовательный процесс дает основание для позитивных надежд, связанных с развертыванием новых форм реализации нравственной функции образования.
Центральный мотив в обсуждении нравственной функции образования составляет сентенция, связанная с нравственной чистотой человеческой души, духовной наполненностью жизни людей. Современная ситуация в мире характеризуется кризисными явлениями, которые про своей масштабности и значимости для общества приобретают характер глобальных. Наиболее остро и болезненно они отражаются в духовной сфере. В современных российских условиях наблюдается трансформация духовно-нравственных ценностей, которая выражается в девальвации простых моральных принципов поведения, норм взаимоотношений, игнорировании нужд, прав и свобод граждан, циничном отношении к духовному наследию. Жизненный мир человека, живущего на просторах России – это понятие историческое и культурное. Он многократно менялся и был разным в разные культурно-социальные эпохи, при этом всегда сохраняя определенные духовные инварианты. Сегодня происходит «взламывание» этих инвариантов. Многие социологические опросы последних лет фиксируют достаточно четкие проявления ценностно-нормативного кризиса российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Полученные данные нередко трактуются как нарушение преемственности и целостности передачи социокультурного опыта от старшего поколения к последующему [2, с. 278-281]. В то же время молодежь не хочет отказываться от позитивного нравственного опыта, накопленного долгой и трудной историей русского народа, она ищет в культурном потенциале отечественной истории такие ориентиры, которые сохраняли бы свою гуманистическую конфигурацию независимо от исторических катаклизмов. Задача образования и, прежде всего, включенного в образовательную систему гуманитарного знания заключается в том, чтобы поддержать эти поиски теоретически значимыми выводами, обосновать наличие в неустойчивом, нестабильном и кризисном мире позитивных перспектив, обеспечивающих веру в конструктивное будущее. Характерной чертой современного образования является его вариативность, которая во многом обусловлена множеством трактовок целевых установок личности и многообразием концепций развития образования. При динамичных изменениях условий жизни общества и его приоритетов закономерно возникает вопрос: а тому ли мы учим и учимся, ведь очевидно, что образование должно следовать за изменяющимися реалиями цивилизованного общества. И еще одна дополнительная сложность, которую нельзя не учитывать: образование – одна из наиболее консервативных малоподвижных систем в стране, в значительно большей степени, чем пенсионная, здравоохранение, юрисдикция и пр. Преобразуя эту систему, нельзя забывать, что «модернизация – это не разрушение, а усовершенствование» [3, с. 4]. Отказываясь от позитивного опыта прошлого, мы нередко строим новые социальные отношения на песке, поэтому создаваемые конструкции оказываются зачастую нежизнеспособными. Да, существовавшая в советское время система социогуманитарной подготовки в школе и вузах была крайне идеологизирована. Однако это не исключало возможности благодаря недогматизированным установкам преподавателей достаточно конструктивно решать задачи общего гуманитарного (методологического, нравственно-этического, социально-психологического) развития личности молодого специалиста. Отметим также, что в отвергнутой системе был соблюден принцип непрерывности преподавания социогуманитарных дисциплин на протяжении всех лет обучения в вузе. В постсоветский период произошел радикальный сдвиг в преподавании социогуманитарных дисциплин и в школах (экологические акции, дни толерантности, переосмысление истории) и в вузах. Наиболее сильные подвижки произошли в технических вузах. Состоялась их более или менее последовательная гуманитаризация, обобщающий смысл которой – выход к общечеловеческим ценностям и вековым российским традициям. Но нельзя не заметить и снижение статуса социогуманитарных дисциплин (например, в технических университетах они нередко лишаются экзамена). Кроме того, из содержания образования, прежде всего, технического, ушла воспитательная составляющая, как-то забыли, что «после вуза важно не кем ты стал, а каким». Новый Федеральный Закон об образовании поможет преподавательскому составу высшей школы найти аргументы для обеспечения обучения и воспитания нравственной личности в образовательном процессе.