Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2062 KB

В современную эпоху глобальных перемен как в экологической сфере, так и экономической, политической, культурной и других областях общественной жизни проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает первостепенное значение в ряду стоящих перед государством жизненно важных задач, поскольку интеллектуальный уровень современной молодежи, нивелирующей веками сложившиеся традиционные приоритеты и ценности человечества, находится в настоящее время на критической отметке, ставящей под угрозу само существование государства, в котором ей предстоит жить в ближайшем обозримом будущем.

Информационная свобода, явившаяся одним из прямых следствий долгожданной демократии, на деле превратилась во вседозволенность и повлекла за собой, в частности, ослабление цензуры в средствах массовой информации /СМИ/ (прессе, социальных сетях, радио, телевидении), о чем не прекращают «бить тревогу» как государственные и передовые общественные деятели, так и педагоги, воспитатели, родители подрастающих детей.

Существующие меры борьбы с современными пороками общества (алкоголизм, наркомания, преступность, проституция и др.) пополнились принятыми на государственном уровне законами, запрещающими, в частности, курение в общественных местах, что явилось одним из конкретных показателей заботы нынешнего государства о здоровье нации.

Неоценимый вклад в развитие и обогащение духовного уровня молодых людей испокон веков вносило искусство и, в частности, музыкальное искусство. К сожалению, в настоящее время отдельные ветви зарубежной и отечественной рок- и поп-музыки демонстрируют образцы низкопробной музыкальной культуры, опровергая это утверждение.

Тексты эстрадных песен, предпочитаемых молодежью, изобилуют бессмысленными фразами, порой доходящими до абсурда и даже до оскорбительных высказываний в адрес отдельных слоев общества. Так, к примеру, в одном из современных музыкальных «хитов», продолжительное время фигурирующем в первых строчках хит-парадов на радио, вызывает крайнее недоумение бесчисленное количество раз повторяющийся припев с обращением солиста, с болью в голосе взывающего к представительнице слабого пола: «Ну, что ж ты стрáшная такая, ты такая стрáшная?! Ты ненакрáшенная страшная и накрáшенная!»

Музыкальное оформление большинства современных песен для молодежи так же довольно элементарно и традиционно строится на простых, примитивных мелодиях, поддерживаемых тремя-четырьмя гармоническими функциями, что позволяет говорить о том, что подобное песенное творчество ни в коей мере не может содействовать духовному становлению современных юношей и девушек.

Другой пример – готическая музыка, предпочитаемая отдельными слоями молодежи, навевающая мрачные и темные мысли и пропагандирующая мысленный уход от реальности в потусторонний мир, под воздействием которой жизнь вообще теряет всякий смысл. Черный цвет – единственный цвет в одежде и обуви готов, включая иссиня-черный цвет волос, накрашенных ногтей, теней на глазах, помады на губах и т.п. – служит как бы негласным призывом уйти в небытие, отказаться от решения жизненных проблем, от светлого будущего и от всего позитивного. Другими словами, это один из вариантов, аналогичный эффекту наркотического воздействия.

Единственным могущественным средством, способным противостоять этой разрушающей и опустошающей души людей культурной «махине», ведущей, в прямом смысле слова, к деградации общества, является истинное музыкальное искусство – как народное (фольклор), так и профессиональное (академическое). Эту способность классического искусства используют, в частности, за рубежом, где, например, издаваемая из динамиков музыка В.А.Моцарта отпугивает бомжей от станций метро или бездельничающую молодежь – от магазинов, около которых они имеют обыкновение собираться, и т.д. Тем не менее, доказано, что та же музыка В.А.Моцарта, напротив, благотворно влияет на развитие младенцев во внутриутробном периоде, чему имеются многочисленные подтверждения в ходе различных проведенных исследований.

Исторически во все времена музыку использовали в целях нравственного, гражданского воспитания. Так, главным достижением античной музыкальной эстетики явилось учение о музыкальном этосе или о нравственно-воспитательном значении музыки, согласно которому устанавливалась причинная связь между характером, складом музыки и вызываемыми ею душевными переживаниями.

Согласно древнегреческой теории воспитания граждан, «музыка, воздействуя на нравственный мир человека, воспитывает и исправляет его характер, формирует его психологическую настроенность – этос», и все лады (в том числе и мелодии, построенные на них) участвуют строго определенно в этом процессе (2, 38).

Использование музыки в нравственном воспитании стало предметом изучения многих древних философов – Пифагора, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Аристоксена и др.

Такие музыкальные категории, как гармония, лад или мелодия являлись одними из основных средств катарсического (очищающего) воздействия музыки на человека, что не потеряло своей ценности и сегодня. Еще Аристотель признавал существование так называемых этических мелодий, которые, действуя на моральные чувства человека, являлись наиболее пригодными для воспитательных целей.

В дальнейшем античное учение об этосе музыки под влиянием риторики сменилось учением об аффектах, согласно которому, музыка «изображает» человеческие чувства (аффекты) и управляет ими. Теория аффектов основывалась на признании несомненной связи между выразительными средствами музыки (гармония, ритмика и др.) и вызываемыми ими эмоциями (аффектированными состояниями).

Требование одноаффектности, то есть пребывания внутри одного яркого музыкального аффекта на протяжении целого произведения или его крупной части, ставилось во главу угла в европейской музыке эпохи барокко, а также впоследствии в классической опере и некоторых стилях XIX и XX веков, содержащих элементы классицизма.

В становлении теории аффектов большую роль сыграли Д.Царлино, И.Г.Вальтер, А.Веркмейстер, В.Галилей, Р.Декарт, И.И.Кванц, А.Кирхер, Ф.В.Марпург, И.Маттезон и др.

В дальнейшем теория аффектов перерастает в концепцию выразительно-эмоциональной сущности музыки, отличающей ее от изобразительных искусств и представленной в XIX веке так называемой эстетикой чувства (А.В.Амброс и др.), на рубеже XIX–XX вв. перерожденной в музыкальную герменевтику (Г.Кречмар, А.Шеринг и др.), а впоследствии – в так называемую новую музыкальную герменевтику (К.Дальхауз и др.), решающую различные теоретические проблемы и, в том числе, ценности и оценки музыки на основе идей о неотрывности музыкального содержания от сознания.

Изучение классического философского наследия подтверждает мысль о колоссальной роли музыки в духовно-нравственном воспитании человека. Это непосредственно связано с тем, что этическая ценность является необходимым атрибутом истинного искусства (в том числе и музыкального), ибо все моральные принципы имеют прочную идейную основу, одновременно затрагивая область чувств, эмоций, чем и объясняется способность музыки влиять на формирование духовного мира личности. В частности, классическая музыка – с момента своего зарождения и до настоящего времени – не перестает демонстрировать свои уникальные возможности воздействия на духовность и внутренний мир личности, способствуя его обогащению и совершенствованию, а также раскрытию лучших качеств и личностных черт в каждом человеке.