Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2111 KB

В условиях утверждения личностно-ориентированной парадигмы образования и реализации требований ФГОС нового поколения актуальной задачей является разработка новых педагогических технологий саморазвития и самореализации обучаемого в учебном процессе.

Реализация дидактического принципа системно-деятельностного подхода в учебном процессе предполагает методическое обеспечение алгортмичности и целостности его действий (мотивационной, предметно-содржательной, мыслительной и рефлексивной и др.). Нами выявлено, что в деятельностностно-развивающем обучении в плане методологии так и методики недостаточно разработанным является рефлексивный элемент учебной деятельности. Важнейший, системообразующий и саморазвивающий элемент системы учебной деятельности - рефлексия находится как бы в «отключенном» состоянии. Мы считаем, что это является одним из серьезных противоречий в условиях введения и реализации требований ФГОС нового поколения. В этом отношении инновационная технология РОСТ является как бы «включателем» системообразующего, рефлексивного элемента учебной деятельности.

Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ) - это инструментарий и алгоритм рефлексивного взаимодействии обучающего и обучающихся в учебном процессе общеобразовательной школы. Урок по технологии. На уроке традиционные односторонние оценочные действия учителя заменены самооценочным взаимодействием обучающегося и педагога, что является нововведением технологии. Новизна инструментария – системно организованный контрольно-измерительный материал, для самодиагностики мотивационно-ценностного, содержательного, мыслительного и рефлексивного элементов учебной деятельности. Нововведением является программное обеспечение, в основу работы которого заложен алгоритм РОСТ. Электронный инструментарий РОСТ доступен на сайте urokrost.ru. РОСТ мобилизует ресурсы информационно-коммуникационных технологий и личности обучающегося на его саморазвитие и самореализацию. Технология способствует формированию личностно-ориентированной позиции учителя. При этом на уроке достигается снижение тревожности обучающихся, соответственно повышение комфортности и качества обучения.

Сам урок строится по алгоритму: мобилизация на самоизучение → первичная самодиагностика → самооценка → внешняя оценка → самокоррекция → повторная самодиагностика → внешняя оценка; рефлексия обучаемого → рефлексия учителя. Т.о. Урок РОСТ завершается рефлексией обучаемого и обучающего, тем самым обеспечивается саморазвитие обучаемого и обучающего в профессиональном плане.

И для учителя урок РОСТ является формой организации рефлексивной деятельности и саморазвития в профессиональном плане. Через цепочку таких уроков учитель видит, наблюдает и корректирует развитие не только ученика, но и свой профессиональный уровень, выявляет свои педагогические проблемы и решает их сам. Через систему РОСТ учитель поднимается до уровня построения собственной системы роста и саморазвития как педагог-профессионал.

Для урока РОСТ создается специальный инструментарий:

1. Пакет системно организованных
КИМов. По каждому дидактическому блоку (тема, раздел или глава) создается специальный пакет системно организованных КИМов, каждый из которых включает по 21 заданию (Таблица 1).

Таблица 1

Структура КИМа для урока по технологии РОСТ

Предметный блок

Метапредметный блок

Личностный блок

Базовая часть

           

Вариативная часть

             

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

A-B

Технология позволяет на практике реализовать комбинированную диагностику и оценку планируемых результатов по требованиям ФГОС. РОСТ применяется для проведения итоговых уроков, а также организовать внеурочую деятельность обучающихся по подготовке к ЕГЭ и ГИА в дистанционном режиме. По данным сайта urokrost.ru РОСТ внедряется более чем в 2 тыс. образовательных учреждениях всех районов и городов Республики Башкортостан, а также распространяется в другие регионы РФ. Статистика сайта насчитывает 375 тыс. индивидуальных внеурочных занятий за последние 4 года. Рейтинги образовательных учреждений, активно внедряющих РОСТ, по результатам ЕГЭ стабильно высокие.

Алгоритм и инструментарий технологии прошли научную апробацию и экспериментальное испытание в федеральной сетевой экспериментальной площадке, объединяющей более 20-и разнотипных образовательных учреждений. Основные итоги работы экспериментальных площадок демонстририровали стабильные положительные результаты по всем показателям системно-деятельностной диагностики и мониторинга качества обучения. Испытания показали, что РОСТ позволяет мобилизовать электронно-сетевые ресурсы образовательного учреждения и личностные ресурсы обучаемого и обучающего на саморазвитие и самореализацию в учебном процессе. Основные результаты эксперимента:

  1. Достигнута 100% успеваемость и повышение качества обучения на 10-20% по ЗУН-новому показателю;
  2. Обеспечено развитие универсальных элементов системы учебной деятельности обучающихся (мыслительного, ценностного и рефлексивного);
  3. Повысились комфортность обучения и снижение уровня тревожности процедуры контроля;
  4. Обеспечены условия для саморазвития ученика и профессионального роста учителя в результате рефлексивной деятельности;
  5. Ускорение и уплотнение обратной связи педагога с обучаемыми. Значительная экономия времени и материальных ресурсов на организацию управления качеством обучения;
  6. Повысилось качество подготовки выпускников к ЕГЭ;
  7. Создана многоуровневая автоматизированная рефлексивная система управления качеством обучения (МАРС);
  8. Разработан УМК по технологии РОСТ для курсов повышения квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений;
  9. Проведены четыре научно-практических семинара. Итоги федерального эксперимента подведена на Всероссийской научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход в предметном обучении как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения»;
  10. Подготовлена для издания коллективная монография «Методология и технология системно-деятельностного подхода в обучении». Изданы: 1) сборник статей и тезисов участников эксперимента; 2) учебно-методическое пособие «Технология РОСТ»; Учебно-методические пособия по технологии РОСТ по биологии, химии, географии, физике, математике, русскому языку и др. 4) создана электронная база данных с КИМами по технологии дистанционного обучения урок «РОСТ online», «ГИА РОСТ online» «ЕГЭ РОСТ online»