Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 2 1, 2
1
2
2062 KB

Современные тенденции в образовании направлены на решение новых острых проблем, возникших в связи с лавинообразным потоком информации идущей со всех сторон. Процесс обучения уже не может, как раньше, сводиться к простому накоплению знаний. В течение жизни любому человеку придётся неоднократно доучиваться и переучиваться, в соответствии с изменяющейся ситуацией. Это будет связано или с экспоненциальным развитием области его трудоустройства, или вообще, с исчезновением изначально выбранной профессии. Например, серьёзные проблемы ожидают любого программиста, если он не будет постоянно обновлять багаж своих знаний. И даже можно взять в качестве примера педагогический состав системы образования. Волны модернизаций, инноваций и других процессов, отражающих стратегию современного образования, захлестнули педагогические коллективы. В результате мы видим, что те, кто способен перестраиваться в своей работе, кто начал осваивать современные педагогические технологии и обучился работе с компьютером – эти люди смогли сохранить свои рабочие места. При этом надо понимать, что изменить данные тенденции развития цивилизации нельзя. Объём накопленной информации постоянно растёт в геометрической прогрессии и этому можно противопоставить только инновации в технологии обучения. И в данном случае метапредметы призваны многократно увеличить эффективность работы обучающихся, так как здесь имеет место освоение универсальных принципов и общих универсальных стратегий познания. Таким образом, любой человек, живущий в информационном обществе и вынужденный постоянно перерабатывать поступающую информацию, должен быть обучен некой системе эффективной обработки данных. Он должен уметь рационально встраиваться в информационно-познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

В частности, метапредметные результаты как одну из составных частей предполагают освоение универсальных учебных действий (УУД). В связи с этим следовало бы выделить заслуживающее отдельного рассмотрения эффективное и продуктивное познавательное УУД: установление аналогий. Очень важно, чтобы оно не затерялось среди других УУД. Конечно, следует помнить, что в ряде случаев аналогии являются только моделями тех или иных процессов и явлений, но продуктивность данного способа познания от этого не снижается. Кроме того, у каждого учебного предмета есть своя специфика установления аналогий. Естественнонаучные дисциплины и гуманитарные будут использовать неидентичные варианты данного УУД. В одних случаях поиск аналогий способствует нахождению оптимального алгоритма решения проблемы (химия, математика, физика), в других – позволяет выявить языковые закономерности, необходимые для эффективного освоения иностранного языка. При этом если в одних случаях обучающиеся находят и применяют уже известные аналогии, то в ряде других ситуаций поиск аналогий становится полностью творческим процессом, позволяющим выявить глубину понимания учебного материала. Освоение такого вида деятельности является несомненным залогом дальнейшего успешного развития личности в условиях изменяющихся потребностей социальной среды. И здесь ключевым вопросом становится умение применять в практической деятельности не только накопленную сумму знаний, но и рациональные приёмы усвоения новой информации, одним из которых является установление аналогий.