На данном этапе, технология очистки отработанных моторных масел предусматривает комплексную технологию очистки, включая нескольких стадий: коагуляция, центрифугирование, адсорбционная очистка и находится в стадии усовершенствования. Испытуемый аппарат VDS3000 Manual Vacuum Distillation System» представлен рис.1
Рис. 1. Вид аппарата «VDS3000 Manual Vacuum Distillation System»
Технические данные аппарата (табл. 1) позволяет использовать его для перегонки отработанного масла в условиях вакуума [1].
Таблица 1
Технические показатели аппарата
№ п/п |
Показатели |
Единица измерений |
Предел измерений |
1 |
Температурный предел |
ºС |
425 |
2 |
Разрешающая способность дисплея по температуре |
ºС |
0.1 |
3 |
Точность изм.температуры |
ºС |
0,5 |
4 |
Разрешающая способность дисплея по вакууму |
мм рт. cт. |
0,1 |
5 |
Предел по вакууму |
мм рт. cт. |
760 |
6 |
Точность измерения по вакууму |
мм рт. cт. |
0,2 |
7 |
Масса: Шкафа Прибора контроля |
кг кг |
28,2 9,6 |
8 |
Електрические показатели: Напряжение частота |
Вольт (V) Герц (H) |
220-240 50/60 |
Дистилляция отработанного моторного масла в основном проводились марки 15W-40 среднего загрязнения. Первоначально был определен фракционный состав отработанного масла. Исходное количество отработанного масла в объеме 200 мл. был загружен в перегонную емкость аппарата. Технологический режим и параметры процесса дистилляции приведены в табл. 2.
Таблица 2
Фракционный состав отогнанного отработанного масла 15 W-40
Наименование фракции |
Давление P, мм рт. ст. |
T= ºC температура кипения |
Выход |
||
В условиях вакуума |
В нормальных условиях |
Получено мл. |
% |
||
Фракция топлива |
5,0 |
51.0 |
184 |
10 |
5 |
5,0 |
61.0 |
195 |
13 |
6.5 |
|
Фракция масла |
2,0 |
213 |
402 |
40 |
20 |
2.0 |
227 |
418 |
60 |
30 |
|
2.0 |
241 |
434 |
80 |
40 |
|
2.0 |
251 |
446 |
100 |
50 |
|
2.0 |
263 |
460 |
140 |
70 |
|
1.6 |
281 |
480 |
160 |
80 |
|
1.6 |
312 |
< 520 |
180 |
83 |
Необходимо отметить, что соответствующая температура кипения при нормальных условиях приведенная в таблице взята из ГОСТ 11011-85 [2]. На основание полученных данных был составлен материальный баланс фракционной отгонки.
Из 200мл. отработанного масла было получено: фракция горючего – 6,5 %; фракция очищенного масла-83.5 %;остатки асфальт- смолистые соединений – 8,25 %; потери – 1,75 %. Всего 100 %. Асфальт - смолистые соединения остались в перегонной колбе.
Физико-химические параметры очищенного масло приведены в табл. 3
Tаблица 3
Физико-химические параметры отработанного масла после вакуумной отгонки
№ |
Характеристика SAE 15W-40 |
Метод тестирования |
Единицы измерения |
Отработанное масло |
Дистилляционное масло |
Норма стандарт |
|
1 |
Относительная плотность 150C |
ISO 3675/ASTM D1298 |
ГОСТ 3900-85 |
г/см3 |
0,878 |
0.862 |
0,885 |
2 |
Вязкость при 400C |
ISO 3104/ASTM D445 |
ГОСТ 33-85 |
мм2/с |
79,6 |
78.0 |
106- 112,5 |
3 |
Вязкость при 1000C |
ISO 3104/ASTM D445 |
ГОСТ 33-85 |
мм2/с |
11,7 |
8.0 |
14,1-14.48 |
4 |
Индекс вязкости [ 3]. |
ISO 2909/ASTM D2270 |
ГОСТ 25371 |
- |
72 |
90/100 |
136 /137 |
5 |
Щелочное число |
ASTM D2896 |
ГОСТ 11362 |
мг KOH/г |
6.0 |
7.6 |
10,12– 11,98 |
6 |
Температура вспышки 0C |
ISO 2592/ASTM D92 |
ГОСТ 4333-87 |
ºC |
190 |
198 |
228 |
7 |
Температура застывания 0C |
ISO 3016/ASTM D97 |
ГОСТ 20287-91 |
ºC |
-34 |
-32 |
-36 |
Указанные параметры определяли в лаборатории технологии нефти и нефтепродуктов Батумского государственного университета. Эксплуатационные свойства масла, в частности Индекс вязкости определяли по монограмме [3].
Проведенные испытания показали пригодность аппарата VDS3000 для дистилляции и фракционирования отработанного моторного масла.
Полученные данные (таб. 3) показывают, что масло, полученное после вакуумной перегонки можно отнести к базовым маслам, но для получения стандартного моторного масла необходимо улучшить его некоторые показатели путем введения функциональных присадок.