Качество образования в Европе стало лозунгом последних 15 лет и следствием широкомасштабных реформ национальных систем образования. На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 45 стран, которые представлены как англо-саксонская и континентальная модель.
Требованиям «континентальной» модели соответствуют такие страны как Франция, Германия, Россия, где в системе образования преобладает государственная собственность, учебные заведения имеют ограниченную автономию, а также осуществляется централизованный контроль со стороны государства (финансовый и академический). Многообразие моделей оценивания различается по целям, методам и результатам оценки. В последние 3,5 года некоторые страны приступили к формированию систем гарантии качества под влиянием Болонского процесса.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Основным отличием от традиционной квалификации специалиста выступает «компетенция». Компетентностный подход задается в настоящее время требованиями к специалисту на основе Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по психологическим специальностям, что дает возможность специалистам применять свои знания и умения на международном рынке труда.
В конце сентября 2003 г. научно-педагогическая общественность была извещена о присоединении Российской Федерации к Болонскому процессу на заседании Совета по педагогическому образованию.
Основные планы реформаторов выглядели следующим образом:
- для эффективной подготовки учащихся к вузу в старшей школе в обязательном порядке вводится профильное обучение, а в 9-х классах - предпрофильное (предполагалось ввести с сентября 2005 г.);
- разрабатывается новый базисный учебный план и стандарты, учитывающие особенности профильной школы (должны быть введены с сентября 2006 г.);
- система высшего образования должна быть приведена в соответствие с «многоуровневой системой» Европы, описанной в документах Болонского процесса
- необходимо расширение дистантного образования (т.е. заочного, с помощью Интернета и филиалов центральных вузов);
- должно быть разработано единое приложение к диплому;
- для решения проблемы интеграции в Болонский процесс среднего специального образования предполагается создать учебные заведения "смешанного типа";
- проблема послевузовского образования (статуса степенней доктора и кандидата наук) предположительно решится так: кандидаты приравняются по статусу к магистрам, а доктора (наши) будут приравнены к европейским докторам наук (PhD);
- базовые учебные планы следует фундаментально сократить, т.к. учащиеся сильно перегружены, а в странах ЕС массовое образование не предполагает многих тем, обязательных в России;
- форсировать внедрение ЕГЭ как единого критерия для поступления в вуз (полностью в 2005/2006.)
Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну (и регионы) обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года.
Основой совершенствования качества подготовки специалистов в области психологии на факультете психологии университета стало применение педагогических средств, интегрирующих новые и традиционные образовательные технологии. На всех уровнях психологического образования его инновационный характер обеспечивается внедрением новых образовательных технологий, развитием интерактивных форм обучения, широким использованием структурных подразделений университета для моделирующих тренингов в условиях реальных ситуаций деятельности, современных образовательных программ, включающих инновационные курсы по выбору.
Включение компьютерных технологий в учебный процесс (электронных учебников и учебных пособий, лекционных и семинарских презентаций и т. п.) позволило повысить его эффективность и существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности студента. Учебные аудитории кафедр факультета оснащаются современной техникой для демонстрации кино- и видеофильмов, интерактивными досками. Чтение лекций сопровождается мультимедийной презентацией, что значительно повышает усвоение материала студентами факультета. По ряду дисциплин используются для обучения и тестирования компьютерные классы, в которых применяются как стандартные лицензионные программы, так и программы, созданные преподавателями факультета и сотрудниками университета. В учебный процесс все шире внедряются электронные учебные издания, получившие свидетельства регистрации.
В университете существенно расширяется работа по созданию учебно-научно-производственных комплексов на функциональной основе с научно-исследовательскими учреждениями, позволяющими использовать их научно-исследовательскую базу для проведения совместной научной деятельности, в том числе по национальным и международным грантам, а также повысить качество подготовки, студентов, магистров, аспирантов и докторантов. Подтверждением этому: использование и развитие базы структурных подразделений факультета университета: ОО «Ассоциация развития психоанализа и психотерапии», Проблемная научно-исследовательская лаборатория экспериментальной психологии, Лаборатория психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции и др. Психологическая профессиональная подготовка студента на базе собственных практикующих подразделений является неоценимой в подготовке специалиста психолога, одновременно это двигатель науки в регионе и поддержка образовательного комплекса края, региона.
Факультет психологии Ставропольского государственного университета совершенствует качество подготовки профессионалов психологов выполняя требование создания многоуровневой системы высшего образования: «бакалавриат-магистратура». Внедрение двухступенчатой подготовки специалистов в российской высшей школе и на нашем факультете началось как эксперимент в 1992 - 1994 гг. Используя имеющийся собственный и европейский опыт многоуровневой системы образования, на факультете разработаны и пролицензированы магистерские программы, работает аспирантура и докторантура. Проводится работа по созданию специализированных инновационных студенческих научно-пракических центров, работающих с использованием высоких технологий. Одной из проблем в окончательном освоении двухступенчатой системы подготовки специалистов является поиск и принятие соответствующих решений относительно признания квалификации бакалавра после четырехлетнего обучения на рынке труда.