Конец XX-начало XXI вв. - время интеграции для Европы. Болонский процесс явился адекватной реакцией европейских стран на новую создавшуюся ситуацию. Создавались единые пространства: экономическое, в том числе финансовое, политическое, социальное, культурное. Естественным стало и формирование единого европейского пространства высшего образования. Началом его открытия считают 1988 г., когда ректоры европейских университетов собрались в Болонье, чтобы отметить 900-летие самого старого университета в Европе. Там была принята Великая хартия университетов, главными принципами которой устанавливались автономность университетов и единство преподавания и научных исследований. Следующим шагом к Болонскому процессу явилось подписание в 1997 г. Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Конвенция признала огромное разнообразие систем образования в Европейском регионе, которое отражает культурные, социальные, политические, философские, религиозные и экономические особенности и составляет исключительное богатство Европы. Этот документ расширил права университетов в вопросах признания зарубежных дипломов и квалификаций. Россия юридически оформила свое участие в Лиссабонской конференции, завершив сложную процедуру присоединения к ней в 2001 г. В этом году 32 министра образования собрались в Праге, чтобы подвести первые итоги двухлетнего периода преобразований. В принятом Совместном Коммюнике подтверждались обязательства создать к 2010 г. в Европе единое пространство высшего образования. Отмечалось, также, что применительно к введению двухуровневой системы высшего образования динамика в европейских масштабах положительная; степени получили названия - первая была названа «бакалавр» (по-английски «bachelor»), а вторая - «магистр» («master»). В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», принятый Госдумой 11 октября и одобренный Советом Федерации 17 октября. Закон устанавливает два уровня высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратуру. В России разработана Федеральная целевая программа образования на 2006-2010 гг., в рамках которой представлена и реализуется система мер по обеспечению участия России в Болонском процессе. Цель интеграции российского образования в Программе заявлена следующая: повышение конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и получение возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного высшего образования. Предполагалось, что в 2008 г. - 2 %, в 2009 г. - 5 %, в 2010 г. - 15 % вузов будут выдавать европейское приложение к диплому.
Многообразие и непрерывность в современной системе российского образования рассматриваются не только как перспективные тенденции, но и как условия достижения нового качества образования. Его проявлением является сближение двух систем - общего и профессионального образования в рамках многоуровневого интегрированного профессионального образования. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы даются следующие определения понятиям «университетский комплекс» и «интегрированное учебное заведение». Согласно Концепции, университетский комплекс - это «объединение учебных заведений, создаваемое, как правило, вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении ресурсов. Интегрированное учебное заведение - это «учреждение или организация образования, как правило, профессионального, реализующие образовательные программы разных уровней».
Схема формирования образовательного комплекса может быть различной. Это может быть система, состоящая из нескольких образовательных учреждений различного профиля и уровня подготовки специалистов, в том числе и общеобразовательной. Образовательные комплексы могут быть представлены и однопрофильными, и одноуровневыми профессиональными образовательными учреждениями. Такие комплексы подготавливают специалистов для различных предприятий и различных отраслей промышленности, они наиболее характерны для больших городов или регионов с близко расположенными населенными пунктами, имеющими единое профессиональное образовательное пространство.
Применительно к профессиональному психологическому образованию в нашей стране, кроме образовательных учреждений, в состав образовательного комплексов могут входить различные учреждения, организации и предприятия - «потребители» выпускников психологов, заинтересованные в совершенствовании подготовки специалистов.
Общими направлениями развития образовательных комплексов в современных условиях являются: единство, взаимосвязь и преемственность всех ступеней и звеньев профессионального образования; адаптивность к общественным потребностям и личным интересам обучающихся; равные для каждого возможности включения в систему непрерывного профессионального образования; завершенность образования на каждом уровне профессиональной подготовки; возможность в любое время прекратить и продолжить образование на более высоком уровне профессиональной подготовки.
Создание многоуровневой иерархической структуры профессионального психологического образования, в которой каждый предыдущий уровень обеспечивает эффективное функционирование каждого последующего, способствует возрастанию роли профессионального образования, повышению инвестиционной привлекательности образования по всей образовательной вертикали, создает предпосылки для повышения качества образования в целом, формирует культурного и образованного психолога. Спектр образовательных программ комплекса формируется в соответствии со стратегией развития региона, востребованностью специалистов-психологов по направлениям подготовки.
Многоуровневое непрерывное профессиональное психологическое образование оптимально обеспечивает реализацию интересов личности и кадровые потребности . В связи с этим повышается конкурентоспособность выпускников новых типов учебных заведений, как правило, владеющих несколькими профессиями (от трех до пяти), расширяются их возможности сделать карьеру, обеспечивается стабильность в профессиональной деятельности, в частности, за счет наличия нескольких вариантов трудоустройства на различных этапах жизненного пути человека. Мы считаем, что развитие интегративных образовательных учреждений, образовательных комплексов станет одним из условий создания единого регионального образовательного пространства. В профессиональном психологическом образовании четко обозначилась тенденция различных интеграционных процессов: интеграция образовательных структур; интеграция образовательных и производственных структур, создание учебно-производственных комплексов; интеграция образовательных, научных и производственных структур, создание учебно-научно-производственных комплексов, которые весьма хорошо зарекомендовали себя.
Вместе с тем анализ состояния и тенденций интеграционных процессов в системе отечественного профессионального образования показывает, что в современных социально-экономических условиях особую остроту приобретает проблема системной интеграции в образовании, основанная на взаимодействии профессиональных учебных заведений с предприятиями. Здесь выделяются две модели - отраслевая и региональная. Сегодня можно говорить о возможности использования горизонтальных и вертикальных связей в процессе организации образовательных комплексов, образовательных кругов. Объединение профессиональных образовательных учреждений по вертикали основано на углублении общего и специального образования, повышении профессиональной компетентности будущего выпускника. Такая подготовка направлена на формирование у специалиста самостоятельности в решении организационных и управленческих задач. Ее результатом является постепенное повышение уровня квалификации будущего специалиста в процессе обучения. Объединение образовательных учреждений по горизонтали основано на расширении профиля специалиста, на получении им более серьезной общепрофессиональной и общеобразовательной подготовки. Таким образом, образовательные комплексы можно понимать широко, как совокупность различных субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в профессиональных образовательных процессах, либо заинтересованных в них. В связи с необходимостью построения системы непрерывного профессионального образования ставится в практическую плоскость вопрос о создании в регионе единого образовательного пространства.