Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMING OF AN ASSISTANCE’S MECHANISM OF PLACEMENT IN KRASNOYARSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER V.P. ASTAFEV

Bozhok A.S. 1 Kolga V.V. 1 Merculov A.B. 1
1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafev
The analysis of system of placement in Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafev conduct in the article.
assistance’s system of placement
graduating students
professional self-determination
students
analysis

В современном обществе проблема трудоустройства молодых специалистов стоит чрезвычайно остро: выпускники вузов предъявляют определенные требования к месту будущей работы, которые часто не соответствуют их уровню подготовки. С другой стороны, рынок труда постоянно меняется, и актуальные еще несколько лет назад профессии перестают быть таковыми к моменту сдачи студентами государственных экзаменов.

В частности, в системе образования происходят эволюционные изменения, требующие от молодого специалиста непрерывного обучения, повышения квалификации и переподготовки для того, чтобы соответствовать современным тенденциям в образовании [4].

Для качественной профессиональной подготовки будущих педагогов в КГПУ им В.П. Астафьева осуществляется внеучебная деятельность по различным направлениям. Среди них студенческие отряды, волонтерское движение, спортивный клуб, школа КВН, интеллектуальный клуб, медиа-холдинг, бизнес-клуб, студенческий совет, студенческое кадровое агентство и другие.

Одним из показателей эффективности вуза является трудоустройство выпускников по специальности. Высшие учебные заведения по-разному решают эту проблему: модернизируют систему обучения в соответствии с запросом ведущих компаний/корпораций, где впоследствии будут работать их студенты; увеличивают время прохождения студентами разноплановой профессиональной практики; разрабатывают различные магистерские программы, а так же программы переподготовки и повышения квалификации; содействие трудоустройству студентов и выпускников, в рамках которого осуществляется работа с выпускниками и студентами, сотрудничество с работодателями и партнерами, формирование базы данных актуальных вакансий города и края, информационно-консультационная деятельность [2].

Существует закономерность влияния различных факторов на профессиональное самоопределение старшеклассников, студентов и выпускников вузов (табл. 1).

Таблица 1

Степень влияния различных факторов на выбор выпускниками работы
по специальности [1]

Основные этапы

Степень влияния

Довузовский этап (родители, школа)

5%

Вузовский этап (деканат, кафедры, кураторы)

52%

Вузовский этап (профессиональные практики)

20%

Вузовский этап (центр трудоустройства)

10%

Работодатели, рынок труда

13%

В табл. 1 показана доля каждого из участников образовательного процесса в формировании мотивации на выбор выпускниками работы по специальности. На вузовском этапе (82%) это достигается через семинары, профориентационные встречи, погружение в производственный процесс, внешнюю оценку и самооценку. К сожалению, результаты анализа вузовского этапа в КГПУ им. В.П. Астафьева выявили большие дефициты в мотивационной подготовке студентов.

Сотрудниками Центра трудоустройства КГПУ им. В.П. Астафьева был проведен анализ влияния различных факторов на выбор студентами работы по специальности. Для получения наиболее репрезентативных результатов был проведен мониторинг трудоустройства выпускников 2012 и 2013 года, проведен анализ деятельности структур университета, занимающихся сопровождением выпуска и содействия трудоустройству студентов, а так же опрос 150 выпускников (51% выпускников 2013 года), выбравших работу по специальности. По результатам данной деятельности были сделаны следующие выводы:

Родители проводят первичную профориентацию своих детей, рассказывая о своей работе, мотивируя, или наоборот, отговаривая выбирать данную профессию/ сферу деятельности. Родители часто транслируют на детей свое субъективное видение мира профессий, иногда навязывают своему ребенку выбор вуза, в котором он должен продолжать обучение. Это связано с тем, что родители хотят видеть своих детей успешными и обеспеченными, при этом они не всегда могут объективно и грамотно оценивать положение на рынке труда на момент окончания их ребенком вуза. Некоторые родители считают, что природные склонности их ребенка не являются причиной для выбора той или иной профессии – гораздо важнее статус и финансовая стабильность, которые получит выпускник престижного вуза.

Существует и прямо противоположная ситуация, когда родители идут навстречу увлечениям ребенка и позволяют самостоятельно выбирать вуз и место работы. В данном случае старшеклассник руководствуется различными мотивами при выборе места дальнейшего обучения: отсрочить призыв в армию, поступить туда, где проще учиться либо заинтересованность в получении соответствующей специальности и дальнейшее трудоустройство в выбранной сфере.

На базе средней школы проводятся встречи с выпускниками прошлых лет, которые делятся со старшеклассниками своим взглядом на выбор места дальнейшего обучения и работы. Так же школьные психологи проводят занятия по профориентации, на которых школьники выполняют тесты, определяющие природные склонности конкретного ученика и наиболее удачную сферу деятельности.

Обучаясь в вузе студенты знакомятся с различными направлениями деятельности своего факультета, пробуют свои силы в написании научных работ, могут выступать на конференциях. Общаясь с преподавателями, студенты получают представление о возможностях, которые им предоставляет вуз и их будущая специальность. Наиболее успешные студенты после окончания вуза остаются в нем работать, предварительно пройдя соответствующую переподготовку. В настоящий момент студенты не изучают курс «Введение в специальность», профессиональные практики проходятся студентами на старших курсах, ограниченное время, при этом деятельность студентов в образовательных учреждениях сильно ограничена ввиду недостатка компетенций.

Центр трудоустройства на базе вуза проводит информационно-консультационную работу в зависимости от курса, направленности обучения и востребованности специалистов конкретного направления на рынке труда. На первых курсах сотрудники центра трудоустройства рассказывают студентам о возможностях совмещения учебы и работы без ущерба для основной (учебной) деятельности, о возможностях заработка в летний период.

На третьем-пятом курсе сотрудники центра ориентируют студентов на получение дополнительного образования, рассказывают о перспективах выбранной специальности. Так же проводят занятия, семинары, тренинги по развитию личностных, надпрофессиональных компетенций, а так же помогают с выбором постоянного места работы, с учетом требования руководства выбранного учреждения к будущему сотруднику.

Для выпускников вуза Центр трудоустройства проводит «Дни карьеры», ярмарку вакансий, где выпускники встречаются с работодателями из государственных и коммерческих организаций, узнают подробнее о направлениях повышения квалификации и профессиональной переподготовки, имеют возможность лично поговорить с работодателями и в ближайшее время заключить трудовой договор.

При выборе будущей профессии выпускник оценивает ряд факторов: престиж организации, ее стабильность, перспективность, уровень заработной платы, социальные гарантии, дополнительные возможности, предоставляемые организацией. Так же выпускник оценивает уровень конкуренции и свои профессиональные и личностные компетенции.

Результаты анализа говорят о необходимости модернизации системы содействия трудоустройству студентов и выпускников, поскольку на настоящий момент степень влияния Центра трудоустройства недостаточна и требует усиления.

Данные, представленные в табл. 2, демонстрируют в целом позитивное отношение выпускников к своим профессиональным перспективам.

Таблица 2

Представления респондентов о перспективах своего профессионального будущего [3]

2000 г.

2011 г.

2013 г.

1

Я уверен(а) в успешности моей профессиональной деятельности

40%

45%

40%

2

У меня есть сомнения относительно успешности моей профессиональной деятельности

38%

39%

40%

3

Я почти уверен(а), что моя профессиональная деятельность будет складываться неудачно

2%

3%

2%

4

Нет определенного ответа

20%

13%

18%

К 2011 году наблюдалось увеличение числа тех, кто уверен в успешности своей профессиональной деятельности. Это было связано с тем, что студенты педагогического вуза, выбиравшие работу по специальности, как правило, обладали возможностью выбора учреждения для будущей работы, могли влиять на формирование содержания своей деятельности. В 2013 году выпускники все так же могли выбирать образовательное учреждение, однако в связи с большими изменениями в системе образования будущие учителя понимали, что для успешной работы и конкурентоспособности необходимо обладать более широким набором компетенций, чем они получили в процессе обучения. Неуверенность в успешности профессиональной деятельности так же была связана с тем, что выпускники ощущали недостаток практических навыков.

В данной системе содействия трудоустройству студент является центральным звеном, с которым активно взаимодействует деканат его факультета, отдел практик, отдел кадров и Центр трудоустройства. Между собой участники этого процесса взаимодействуют крайне слабо: эффективное взаимодействие наблюдается лишь между деканатами и отделом практик. Отдел кадров и Центр трудоустройства предоставляют друг другу необходимую информацию о студентах. Работодатели обращают свои запросы во все структуры университета.

Не получив необходимый набор надпрофессиональных компетенций, а так же не обладая высокой мотивацией, выпускники выбирают работу по финансовому принципу, часто не связанную с полученной специальностью, что в дальнейшем блокирует успешный карьерный рост, а так же сводит на «нет» работу университета. Выпускники, выбравшие работу по специальности, вынуждены, придя на работу, получать дополнительные знания и в течение первого года нарабатывать недостающий опыт.

Поскольку данная схема имеет ряд обозначенных недостатков, необходимо сформировать новую более эффективную систему трудоустройства, в которой будут учтены следующие факторы:

Внедрение в образовательный процесс профориентационных и мотивационных аспектов, механизмов мониторинга участия преподавателей, механизмов обратной связи, механизмов поощрений активных участников процесса проф. становления будущего педагога.

Реструктуризация системы содействия трудоустройству с выделением зон ответственности для каждого из участников системы.

Включение в воспитательную среду университета технологий позитивного представления будущей профессии.

В результате реорганизации и усовершенствования системы содействия трудоустройству будет выработан четкий механизм взаимодействия студента, работодателя и различных структур университета, позволяющий максимально эффективно решать вопрос трудоустройства выпускников КГПУ им. В.П.Астафьева по специальности, а так же содействовать успешному продвижению выпускников по карьерной лестнице.