Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

STAGES OF FORMATION OF READINESS FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE INSPECTION OF PUPILS WITH INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Dziuba L.G. 1
1 Poltava National Pedagogical University named after V.G. Korolenka
In this paper, we develop and characterize the main stages of readiness of the future primary school teachers to educate students with information and communication technologies . Each of the stages is the objective , proposed the basic methods of forming such readiness in a particular stage and predicted the desired results of this stage . This allows deeper analysis of ways and means to prepare future elementary school teachers to the profession in the modern information society. The results of this paper allow in the future to formulate structural and functional model of training future teachers to educate ICT and identify the steps of formation of readiness as an integral component of such a model.
willingness
readiness stages
primary school teachers
information and communication technologies

Введение

Характерными чертами информационного общества является разнообразие источников информации и самой информации, приобретения ею статуса экономической категории, проникновение информационных технологий во все сферы жизни, глобализация информационного пространства, создание информационной сети и ее популяризация, возможность широкого доступа к банку данных [3]. Создание такого общества в значительной степени зависит от готовности к этому человека XXI века, уровня сформированности его компетентности в области информатики. Итак, особую актуальность для современной науки и практики приобретают научные исследования, посвященные исследованию теоретико-методологических основ становления педагога нового времени.

Цель статьи – выделение и характеристика основных этапов формирования готовности будущих учителей начальной школы к ознакомлению учащихся с информационно-коммуникационными технологиями .

Материал и методы исследования

В эпоху компьютеризации и особого влияния информационных технологий на образовательную сферу, важным становится вопрос подготовки специалистов, способных на должном уровне сформировать начальные представления учащихся младших классов о ИКТ, как базового фундамента их дальнейшей реализации в информационном пространстве.

Исследования В. Безверхой, С. Деева, А. Лещинского, М. Трудолюбивая, С. Проскуры, Г. Селевка [5] посвящены изучению проблемы внедрения компьютерных технологий в учебный процесс начальной школы.

В. Быков, Н. Волкова, В. Глушков, М. Жалдак [1], Г. Козлакова, А. Минцер, В. Михалевич, А. Стогний, М. Шкиль, В. Шкурба, М. Ядренко развивали направление исследований по внедрению информационных технологий обучения как составляющей общего процесса информатизации образования.

Несмотря на то, что эта проблема не новая в научном кругу, недостаточно исследованным остается вопрос этапов формирования готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению с ИКТ.

Результаты исследования
и их обсуждение

Для исследования и коррекции подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в области ИКТ необходимо выделение этапов формирования готовности к такой деятельности. Нами сформированы четыре таких этапа.

Первый этап – мотивационно-ценностный. Этот этап располагает будущих учителей в эмоционально окрашенную, интенсивную, значимую и привлекательную для них проблемно-образовательную среда, которая позволяет продемонстрировать важность информационно-коммуникационных технологий для современного мира и человека. В результате формируются представления и знания об информации, ее роль в современном обществе и образовании в частности, способы передачи информации, информационное пространство. Как следствие, активизируются интеллектуальная, мотивационная и эмоциональная сферы личности. На этом этапе в процессе подготовки участвуют студенты младших курсов, ведь знакомство с различными информационно-коммуникационными технологиями через систему курсов и дисциплин вуза происходит на начальном этапе обучения в высшей школе, как базовые знания.

Целью мотивационно-ценностного этапа является: сформировать представление о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в современном мире и в начальном образовании в частности, представить ознакомление учащихся с ИКТ в начальной школе, как необходимую составляющую учебно-воспитательного процесса.

Этот этап предполагает постановку целей и задач профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальной школы к ознакомлению учащихся с информационно-коммуникационными технологиями; определение специфики и возможностей учебных предметов общепрофессиональной и специальной подготовки для формирования готовности студентов к ознакомлению с ИКТ; формирования ценностных ориентаций и мотивов по овладению знаниями, умениями и навыками применения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе; формирования профессионального образа учителя начальных классов.

Следующим этапом формирования готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению учащихся с ИКТ является диагностический. Основной целью этого этапа есть определение уровня овладения студентами навыков работы с ИКТ, способами их применения в начальной школе, коррекция программы их обучения согласно составляющих формирования готовности к ознакомлению с ИКТ в начальных классах.

Содержанием работы преподавателя и способами влияния на будущих педагогов на этом этапе может быть :

• Анкетирование студентов специальности «Начальное образование» выпускных курсов. Цель анкетирования – выявить стартовый уровень таких признаков подготовленности к ознакомлению с ИКТ в начальной школе, как осознание факторов, играющих решающую роль в этой подготовке, направленность мотивов участия в поисковой деятельности. Результатом анкетного опроса должна быть информация об исходном уровне подготовленности будущих педагогов к ознакомлению учащихся начальной школы с ИКТ. Учитывая то, что анкетирование как метод опроса дает субъективные результаты оценки студентами своей готовности к ознакомлению с ИКТ, необходимо воспользоваться и другими методами диагностики, для большей достоверности результатов.

• Собеседование с будущими учителями начальных классов. Цель собеседования это выявить наличие опыта работы и информационно-коммуникационными технологиями. Результатом проведенного собеседования должна быть информация об исходном уровне выявленных признаков подготовленности к ознакомлению с ИКТ.

• Тестирование будущих педагогов начального звена образования. Цель тестирования – выявить уровень таких признаков подготовленности к ознакомлению с ИКТ как информационная культура, информационная грамотность, развитие информативных компетентностей. Результат – информация об исходном уровне выявленных признаков подготовленности педагогов к ознакомлению учащихся с информационно-коммуникационными технологиями .

• Разработка рабочей программы курса для формирования готовности будущих учителей начальной школы к ознакомлению учащихся с ИКТ. Цель – осуществить выбор оптимального курса, который бы предусматривал быстрый темп и глубокое формирования готовности студентов к ознакомлению ИКТ. Результатом должно быть рабочая программа курса .

Данный этап поможет нам определить основные направления коррекции учебного процесса для оптимального формирования готовности будущих учителей к ознакомлению учащихся с ИКТ.

Третий этап формирования готовности будущих учителей к ознакомлению учащихся начальных классов с ИКТ можно определить как учебно-производительный.

Цель этого этапа – через содержание подготовки студентов специальности «Начальное образование» реализовать пути формирования готовности к ознакомлению с ИКТ.

Педагогическое взаимодействие студентов с преподавателями, педагогами- практиками должна базироваться на следующих принципах:

1. Непрерывности и целостности развития личности будущего педагога, гармонизации педагогической деятельности, интеграции всех ее аспектов.

2. Личностной ориентированности.

3. Профессионально-практической направленности, вариативности содержания занятий в зоне актуальных ценностных ориентаций и запросов педагогов-практиков.

4. Альтернативности, свободы выбора организационных форм и программ подготовки.

5. Осознанности профессионально-личностного развития при педагогическом взаимодействии, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

6. Творческого самовыражения, сотрудничества и сотворчества.

Общую структуру технологии обучения составляют:

• концептуальная основа;

• содержательная часть, которая включает цели обучения (общие и конкретные) и содержание учебного материала;

• процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, и деятельность преподавателей – управление учебным процессом, его диагностика и т.п.).

Этот этап представляет собой целенаправленное формирование готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению учащихся с информационно-коммуникационными технологиями (профессиональные знания, умения, навыки, приемы самообразования), включающий теоретическую, исследовательскую, практическую подготовку и предусматривает реализацию знаний, умений и навыков применения ИКТ в учебно-познавательной и практической деятельности начального звена образования (знания в психолого-педагогической отрасли и ее методологии, предметной методике; приобретения профессиональной компетентности) [2].

Последним заключительным этапом формирования готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению с информационно-коммуникационными технологиями нами выделен аналитико-корректирующий этап.

Целью данного этапа является оценка эффективности процесса подготовки будущих учителей к ознакомлению учащихся с ИКТ и выявление причин несоответствия результатов его предыдущей цели.

Показателями сформированной готовности к ознакомлению учащихся с ИКТ по результатам целенаправленной работы могут выступать [1]:

1. Осознанная потребность введения информационно-коммуникационных технологий на уровне собственной педагогической практики.

2. Информированность о новейших информационных технологиях, способы их внедрения в начальной школе.

3. Готовность к преодолению трудностей как содержательного, так и организационного плана.

4. Наличие теоретических и практических умений для ознакомления младших школьников с ИКТ.

Основные виды деятельности на этом этапе можно охарактеризовать как:

• проведение итоговых контрольных мероприятий. Цель: выявить уровень сформированности когнитивного и операционного компонентов готовности;

• анкетирование и собеседование со студентами специальности «Начальное образование». Цель: выявить итоговый уровень сформированности таких компонентов готовности, как мотивационно-волевой, когнитивный и рефлексивный;

• подведение итогов процесса формирования готовности будущих педагогов к ознакомлению младших школьников с ИКТ.

Данный этап предполагает анализ и коррекцию реализации полученных в ходе формирования знаний, умений и навыков применения информационно-коммуникационных технологий будущими учителями начальных классов в учебно-познавательной и практической деятельности, коррекцию индивидуального стиля через соотношение объективных требований к профессиональной деятельности с личностным развитием специалиста.

Выводы

Выделение этапов формирования готовности будущих учителей позволяет определить содержание подготовки студентов специальности «Начальное образование» в соответствии с новыми образовательными стандартами и нормативными документами, а также разработать комплексную структурно-функциональную модель, которая способствует основательному формированию такой готовности. Анализ этих этапов является важной составляющей повышения результативности и эффективности начального звена высшего образования в современном обществе. Нами в статье были выделены следующие основные этапы формирования готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению с ИКТ как: мотивационно-целевой, диагностический, учебно-производительный и аналитико-корректирующий. Эти этапы являются составной разработанной нами в дальнейшем структурно-функциональной модели.