Введение
Характерными чертами информационного общества является разнообразие источников информации и самой информации, приобретения ею статуса экономической категории, проникновение информационных технологий во все сферы жизни, глобализация информационного пространства, создание информационной сети и ее популяризация, возможность широкого доступа к банку данных [3]. Создание такого общества в значительной степени зависит от готовности к этому человека XXI века, уровня сформированности его компетентности в области информатики. Итак, особую актуальность для современной науки и практики приобретают научные исследования, посвященные исследованию теоретико-методологических основ становления педагога нового времени.
Цель статьи – выделение и характеристика основных этапов формирования готовности будущих учителей начальной школы к ознакомлению учащихся с информационно-коммуникационными технологиями .
Материал и методы исследования
В эпоху компьютеризации и особого влияния информационных технологий на образовательную сферу, важным становится вопрос подготовки специалистов, способных на должном уровне сформировать начальные представления учащихся младших классов о ИКТ, как базового фундамента их дальнейшей реализации в информационном пространстве.
Исследования В. Безверхой, С. Деева, А. Лещинского, М. Трудолюбивая, С. Проскуры, Г. Селевка [5] посвящены изучению проблемы внедрения компьютерных технологий в учебный процесс начальной школы.
В. Быков, Н. Волкова, В. Глушков, М. Жалдак [1], Г. Козлакова, А. Минцер, В. Михалевич, А. Стогний, М. Шкиль, В. Шкурба, М. Ядренко развивали направление исследований по внедрению информационных технологий обучения как составляющей общего процесса информатизации образования.
Несмотря на то, что эта проблема не новая в научном кругу, недостаточно исследованным остается вопрос этапов формирования готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению с ИКТ.
Результаты исследования
и их обсуждение
Для исследования и коррекции подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в области ИКТ необходимо выделение этапов формирования готовности к такой деятельности. Нами сформированы четыре таких этапа.
Первый этап – мотивационно-ценностный. Этот этап располагает будущих учителей в эмоционально окрашенную, интенсивную, значимую и привлекательную для них проблемно-образовательную среда, которая позволяет продемонстрировать важность информационно-коммуникационных технологий для современного мира и человека. В результате формируются представления и знания об информации, ее роль в современном обществе и образовании в частности, способы передачи информации, информационное пространство. Как следствие, активизируются интеллектуальная, мотивационная и эмоциональная сферы личности. На этом этапе в процессе подготовки участвуют студенты младших курсов, ведь знакомство с различными информационно-коммуникационными технологиями через систему курсов и дисциплин вуза происходит на начальном этапе обучения в высшей школе, как базовые знания.
Целью мотивационно-ценностного этапа является: сформировать представление о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в современном мире и в начальном образовании в частности, представить ознакомление учащихся с ИКТ в начальной школе, как необходимую составляющую учебно-воспитательного процесса.
Этот этап предполагает постановку целей и задач профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальной школы к ознакомлению учащихся с информационно-коммуникационными технологиями; определение специфики и возможностей учебных предметов общепрофессиональной и специальной подготовки для формирования готовности студентов к ознакомлению с ИКТ; формирования ценностных ориентаций и мотивов по овладению знаниями, умениями и навыками применения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе; формирования профессионального образа учителя начальных классов.
Следующим этапом формирования готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению учащихся с ИКТ является диагностический. Основной целью этого этапа есть определение уровня овладения студентами навыков работы с ИКТ, способами их применения в начальной школе, коррекция программы их обучения согласно составляющих формирования готовности к ознакомлению с ИКТ в начальных классах.
Содержанием работы преподавателя и способами влияния на будущих педагогов на этом этапе может быть :
• Анкетирование студентов специальности «Начальное образование» выпускных курсов. Цель анкетирования – выявить стартовый уровень таких признаков подготовленности к ознакомлению с ИКТ в начальной школе, как осознание факторов, играющих решающую роль в этой подготовке, направленность мотивов участия в поисковой деятельности. Результатом анкетного опроса должна быть информация об исходном уровне подготовленности будущих педагогов к ознакомлению учащихся начальной школы с ИКТ. Учитывая то, что анкетирование как метод опроса дает субъективные результаты оценки студентами своей готовности к ознакомлению с ИКТ, необходимо воспользоваться и другими методами диагностики, для большей достоверности результатов.
• Собеседование с будущими учителями начальных классов. Цель собеседования это выявить наличие опыта работы и информационно-коммуникационными технологиями. Результатом проведенного собеседования должна быть информация об исходном уровне выявленных признаков подготовленности к ознакомлению с ИКТ.
• Тестирование будущих педагогов начального звена образования. Цель тестирования – выявить уровень таких признаков подготовленности к ознакомлению с ИКТ как информационная культура, информационная грамотность, развитие информативных компетентностей. Результат – информация об исходном уровне выявленных признаков подготовленности педагогов к ознакомлению учащихся с информационно-коммуникационными технологиями .
• Разработка рабочей программы курса для формирования готовности будущих учителей начальной школы к ознакомлению учащихся с ИКТ. Цель – осуществить выбор оптимального курса, который бы предусматривал быстрый темп и глубокое формирования готовности студентов к ознакомлению ИКТ. Результатом должно быть рабочая программа курса .
Данный этап поможет нам определить основные направления коррекции учебного процесса для оптимального формирования готовности будущих учителей к ознакомлению учащихся с ИКТ.
Третий этап формирования готовности будущих учителей к ознакомлению учащихся начальных классов с ИКТ можно определить как учебно-производительный.
Цель этого этапа – через содержание подготовки студентов специальности «Начальное образование» реализовать пути формирования готовности к ознакомлению с ИКТ.
Педагогическое взаимодействие студентов с преподавателями, педагогами- практиками должна базироваться на следующих принципах:
1. Непрерывности и целостности развития личности будущего педагога, гармонизации педагогической деятельности, интеграции всех ее аспектов.
2. Личностной ориентированности.
3. Профессионально-практической направленности, вариативности содержания занятий в зоне актуальных ценностных ориентаций и запросов педагогов-практиков.
4. Альтернативности, свободы выбора организационных форм и программ подготовки.
5. Осознанности профессионально-личностного развития при педагогическом взаимодействии, рефлексия и коррекция собственной деятельности.
6. Творческого самовыражения, сотрудничества и сотворчества.
Общую структуру технологии обучения составляют:
• концептуальная основа;
• содержательная часть, которая включает цели обучения (общие и конкретные) и содержание учебного материала;
• процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, и деятельность преподавателей – управление учебным процессом, его диагностика и т.п.).
Этот этап представляет собой целенаправленное формирование готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению учащихся с информационно-коммуникационными технологиями (профессиональные знания, умения, навыки, приемы самообразования), включающий теоретическую, исследовательскую, практическую подготовку и предусматривает реализацию знаний, умений и навыков применения ИКТ в учебно-познавательной и практической деятельности начального звена образования (знания в психолого-педагогической отрасли и ее методологии, предметной методике; приобретения профессиональной компетентности) [2].
Последним заключительным этапом формирования готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению с информационно-коммуникационными технологиями нами выделен аналитико-корректирующий этап.
Целью данного этапа является оценка эффективности процесса подготовки будущих учителей к ознакомлению учащихся с ИКТ и выявление причин несоответствия результатов его предыдущей цели.
Показателями сформированной готовности к ознакомлению учащихся с ИКТ по результатам целенаправленной работы могут выступать [1]:
1. Осознанная потребность введения информационно-коммуникационных технологий на уровне собственной педагогической практики.
2. Информированность о новейших информационных технологиях, способы их внедрения в начальной школе.
3. Готовность к преодолению трудностей как содержательного, так и организационного плана.
4. Наличие теоретических и практических умений для ознакомления младших школьников с ИКТ.
Основные виды деятельности на этом этапе можно охарактеризовать как:
• проведение итоговых контрольных мероприятий. Цель: выявить уровень сформированности когнитивного и операционного компонентов готовности;
• анкетирование и собеседование со студентами специальности «Начальное образование». Цель: выявить итоговый уровень сформированности таких компонентов готовности, как мотивационно-волевой, когнитивный и рефлексивный;
• подведение итогов процесса формирования готовности будущих педагогов к ознакомлению младших школьников с ИКТ.
Данный этап предполагает анализ и коррекцию реализации полученных в ходе формирования знаний, умений и навыков применения информационно-коммуникационных технологий будущими учителями начальных классов в учебно-познавательной и практической деятельности, коррекцию индивидуального стиля через соотношение объективных требований к профессиональной деятельности с личностным развитием специалиста.
Выводы
Выделение этапов формирования готовности будущих учителей позволяет определить содержание подготовки студентов специальности «Начальное образование» в соответствии с новыми образовательными стандартами и нормативными документами, а также разработать комплексную структурно-функциональную модель, которая способствует основательному формированию такой готовности. Анализ этих этапов является важной составляющей повышения результативности и эффективности начального звена высшего образования в современном обществе. Нами в статье были выделены следующие основные этапы формирования готовности будущих учителей начальных классов к ознакомлению с ИКТ как: мотивационно-целевой, диагностический, учебно-производительный и аналитико-корректирующий. Эти этапы являются составной разработанной нами в дальнейшем структурно-функциональной модели.