Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Научно-технический прогресс и глобальные политические, экономические и культурные процессы, происходящие в современном мире, безусловно, имеют как позитивные, так и негативные стороны. Открывая новые, доселе невиданные возможности для развития человечества, глобализация таит в себе столь же серьёзные, более значительные, чем в предыдущие эпохи, риски. Причём самой страшной из возможных катастроф является, как считает российский философ Ю.А. Шрейдер, «не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке» [1; 7-8]. Не случайно поэтому сегодня общество в лице политиков и учёных уповает на образовательно-воспитательную сферу, понимая образование как ведущую потребность для сохранения и саморазвития общества и человека (Гершунский Б.С.); как основную жизнеобеспечивающую силу общества (Кальней В.А.); как активную составляющую процесса зарождения нового всемирного сообщества (Шишов С.Е.); как фактор социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания активной и ответственной личности (Загвязинский В.И.). Действительно, общественное сознание сегодня, как никогда, обращено к проблемам нравственного воспитания личности, способной определять свою гражданскую позицию, принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях и имеющей чувство ответственности за принимаемые решения. «И задача формирования у людей этих качеств во всех регионах современного взаимосвязанного мира, - как справедливо отмечает К.А.Шварцман, - становится сегодня всё более актуальной, получает статус поистине общечеловеческого морального требования» [2,14]. Чтобы воспитательный процесс был продуктивным, необходимо определить его целеполагающие ориентиры, поскольку «воспитание идёт там и тогда, где есть идеалы...Без идеалов нет воспитания» [3,91]. Воспитание всегда по сути своей устремлено в завтрашний день. Идеал (от греч. idea - идея, первообраз) - это и есть образ желаемого будущего как совершенного. Это своего рода предел желаемого, воплощение цели, жизненных устремлений людей. В понятии «идея» заключена мысль о способе преобразования реальности в направлении к идеалу. Идея может стать движущим фактором преобразований, позволяющих соединить прошлое и будущее, связать традиционное и новое, обеспечив преемственность развития общества и человека и тем самым способствовать прогрессу, т.е. стремлению соответствовать идеалу [4].

Здравомыслящие политики, философы, социологи, педагоги осознают необходимость интегрирующего начала, общенациональной идеи, способной стать квинтэссенцией созидательных, а не разрушающих идеалов и целей общества. Значительный интерес для анализа в этом контексте представляет Послание Президента Казахстана Н.Назарбаева «Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В этом стратегическом документе президент апеллирует к примеру азиатских «тигров» - Сингапура и Малайзии, которые за несколько десятилетий смогли вырваться из тисков бедности и отсталости, заняв место в ряду наиболее развитых стран мира, сумев при этом сохранить свою самобытность, и выдвигает идею «Казахстан - центральноазиатский «барс». Политологи отмечают, что лидеры Сингапура, Малайзии и Казахстана - идеологи, не отступающие перед «социальной инженерией», то есть перед необходимостью подталкивать народ к совершенствованию своего образа, национального характера; политики, делающие ставку на человеческий капитал и интеллектуальный ресурс как главный источник богатства страны. В метафорическом образе барса с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, хитростью, мужественностью и благородством фактически смоделирован общественно-культурный и образовательно-воспитательный идеал казахстанского общества. Предполагается, что «казахстанский барс будет обладать и западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, и восточной мудростью, и выносливостью» [5], иначе говоря явит собой синтез западного и восточного, традиционного и современного, мобильного и стабильного.

В русле формирования национальной идеи Казахстана в 2007 году были предприняты исследования в различных областях гуманитарных наук, объединённые государственной программой «Национальная идея как основа устойчивого развития Казахстана». Внимания заслуживает, в частности, разработка содержания непрерывного образования в Казахстане в свете его вхождения в пятьдесят наиболее конкурентоспособных стран мира, предложенная Центром стандартов, экспертизы и креативной информации Казахского национального университета имени аль-Фараби под научным руководством профессора Ахметовой Г.К. Ученые выявили основные подходы к определению понятия «национальная идея»: 1) внутренний этнический, этнографический, которому соответствует определение казахской, русской, английской и других национальных идей; 2) внешний, глобализационный подход, по которому определяются казахстанская, российская, британская национальные идеи. В качестве национальной идеи казахов авторы разработки предлагают формулу «Открытость, толерантность, любовь к Родине», а в рамках внешнего глобализационного подхода - идею конкурентоспособности нации [6].

Следует отметить, что большинством казахстанских учёных национальная идея осмысливается в её общецивилизационной трактовке, с позиции таких ключевых понятий современности, как глобализация, диалог Восток-Запад, межкультурная коммуникация, общечеловеческие духовно-нравственные ценности толерантности и взаимопонимания. Такая позиция опирается, очевидно, на мудрость культуры евразийства, заложенной трудами П.Н. Савицкого, Л.Н. Гумилёва, Ч. Валиханова, Абая. Вместе с тем интерпретация национальной идеи Казахстана выдержана в ключе оптимального и гармоничного сочетания общечеловеческих и традиционных национальных идеалов, за которые ратовали выдающиеся представители Алаш А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов.

В образовательных документах многих стран в формулировке образовательных целей и задач, по сути, как трактовка образовательного идеала зафиксирована национальная идея страны. Так, в Законе Республики Казахстан «Об образовании» нашли отражение такие ключевые характеристики образовательного идеала, как формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, развитие интеллектуальных, творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине; активной гражданской позиции; знание истории страны, её традиций, культуры; владение тремя языками: казахским, русским, иностранным [7}. Как видно, образовательно-воспитательный идеал имеет в официальном нормативном документе конкретно-целевое воплощение.

«Будь в моих руках власть, - писал Абай в «Слове тридцать седьмом», - я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим» [8,12-13]. Великий мыслитель Степи верил в силу узаконенной морали, в необходимость и возможность нравственного усовершенствования человека путём просвещения, образования и воспитания. В «Слове семнадцатом», обращаясь в аллегорической форме к Воле, Разуму и Сердцу, Абай рисует идеальный, гармоничный образ как человека, так и мира в целом: «Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих» [8,31].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - с. 26 - 75.
  2. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. - М.: Политиздат, 1989. - 208 с.
  3. Молодёжь: будущее России. - М., 1995. - 240 с.
  4. Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания http://portalus.ru (с).
  5. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана // Мысль. 1997. №12.
  6. Реферированные отчеты первого этапа за 2007 г. по государственной программе «Национальная идея как основа устойчивого развития Казахстана в 2007-2009 гг.», выполненных в Казахском национальном университете имени аль-Фараби http://www.gylymkaz.kz/otchet.
  7. Книга слов // Абай. Записки забытого // Шакарим; Пер. с каз. К. Серикбаевой, Р. Сейсенбаева. - Алма-Ата: Жазушы,1992. - 128с.