Здравомыслящие политики, философы, социологи, педагоги осознают необходимость интегрирующего начала, общенациональной идеи, способной стать квинтэссенцией созидательных, а не разрушающих идеалов и целей общества. Значительный интерес для анализа в этом контексте представляет Послание Президента Казахстана Н.Назарбаева «Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В этом стратегическом документе президент апеллирует к примеру азиатских «тигров» - Сингапура и Малайзии, которые за несколько десятилетий смогли вырваться из тисков бедности и отсталости, заняв место в ряду наиболее развитых стран мира, сумев при этом сохранить свою самобытность, и выдвигает идею «Казахстан - центральноазиатский «барс». Политологи отмечают, что лидеры Сингапура, Малайзии и Казахстана - идеологи, не отступающие перед «социальной инженерией», то есть перед необходимостью подталкивать народ к совершенствованию своего образа, национального характера; политики, делающие ставку на человеческий капитал и интеллектуальный ресурс как главный источник богатства страны. В метафорическом образе барса с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, хитростью, мужественностью и благородством фактически смоделирован общественно-культурный и образовательно-воспитательный идеал казахстанского общества. Предполагается, что «казахстанский барс будет обладать и западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, и восточной мудростью, и выносливостью» [5], иначе говоря явит собой синтез западного и восточного, традиционного и современного, мобильного и стабильного.
В русле формирования национальной идеи Казахстана в 2007 году были предприняты исследования в различных областях гуманитарных наук, объединённые государственной программой «Национальная идея как основа устойчивого развития Казахстана». Внимания заслуживает, в частности, разработка содержания непрерывного образования в Казахстане в свете его вхождения в пятьдесят наиболее конкурентоспособных стран мира, предложенная Центром стандартов, экспертизы и креативной информации Казахского национального университета имени аль-Фараби под научным руководством профессора Ахметовой Г.К. Ученые выявили основные подходы к определению понятия «национальная идея»: 1) внутренний этнический, этнографический, которому соответствует определение казахской, русской, английской и других национальных идей; 2) внешний, глобализационный подход, по которому определяются казахстанская, российская, британская национальные идеи. В качестве национальной идеи казахов авторы разработки предлагают формулу «Открытость, толерантность, любовь к Родине», а в рамках внешнего глобализационного подхода - идею конкурентоспособности нации [6].
Следует отметить, что большинством казахстанских учёных национальная идея осмысливается в её общецивилизационной трактовке, с позиции таких ключевых понятий современности, как глобализация, диалог Восток-Запад, межкультурная коммуникация, общечеловеческие духовно-нравственные ценности толерантности и взаимопонимания. Такая позиция опирается, очевидно, на мудрость культуры евразийства, заложенной трудами П.Н. Савицкого, Л.Н. Гумилёва, Ч. Валиханова, Абая. Вместе с тем интерпретация национальной идеи Казахстана выдержана в ключе оптимального и гармоничного сочетания общечеловеческих и традиционных национальных идеалов, за которые ратовали выдающиеся представители Алаш А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов.
В образовательных документах многих стран в формулировке образовательных целей и задач, по сути, как трактовка образовательного идеала зафиксирована национальная идея страны. Так, в Законе Республики Казахстан «Об образовании» нашли отражение такие ключевые характеристики образовательного идеала, как формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, развитие интеллектуальных, творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине; активной гражданской позиции; знание истории страны, её традиций, культуры; владение тремя языками: казахским, русским, иностранным [7}. Как видно, образовательно-воспитательный идеал имеет в официальном нормативном документе конкретно-целевое воплощение.
«Будь в моих руках власть, - писал Абай в «Слове тридцать седьмом», - я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим» [8,12-13]. Великий мыслитель Степи верил в силу узаконенной морали, в необходимость и возможность нравственного усовершенствования человека путём просвещения, образования и воспитания. В «Слове семнадцатом», обращаясь в аллегорической форме к Воле, Разуму и Сердцу, Абай рисует идеальный, гармоничный образ как человека, так и мира в целом: «Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих» [8,31].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - с. 26 - 75.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. - М.: Политиздат, 1989. - 208 с.
- Молодёжь: будущее России. - М., 1995. - 240 с.
- Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания http://portalus.ru (с).
- Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана // Мысль. 1997. №12.
- Реферированные отчеты первого этапа за 2007 г. по государственной программе «Национальная идея как основа устойчивого развития Казахстана в 2007-2009 гг.», выполненных в Казахском национальном университете имени аль-Фараби http://www.gylymkaz.kz/otchet.
- Книга слов // Абай. Записки забытого // Шакарим; Пер. с каз. К. Серикбаевой, Р. Сейсенбаева. - Алма-Ата: Жазушы,1992. - 128с.