Последнее десятилетие XXI в. внесло в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин – «децелерация», означающий массовую задержку в физическом и психическом развитии.
Причины децелерации многочисленны:
• массовая алкоголизация и наркотизация населения;
• злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов;
• некачественное питание беременных;
• последствия Чернобыльской катастрофы;
• телефония.
Ситуация осложняется появлением детей-беженцев и сирот при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим «некогда» заниматься воспитанием своих детей.
В итоге, как показывает проведенный нами психолого-педагогический мониторинг, индекс интеллекта студентов ежегодно снижается на 1,5-3,0%.
Вторая тенденция – постоянно возрастающий разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала.
Все это обязывает нас в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту студентов во многом зависит качество обучения.