Цель исследования – изучение взаимосвязей свойства агрессивности и враждебности с биологическими и поведенческими факторами развития синдрома вегетативной дисфункции (СВД).
Материалы и методы: обследованы 97 студентов в возрасте от 22 до 26 лет. Оценку признаков СВД проводили по стандартизованому опроснику диагностики вегето-сосудистой дисфункции (А.М. Вейн,1981). Методы психологического тестирования включали: опросник Басса-Дарки для определения уровня агрессии и её видов (вербальной, физической, косвенной), также позволяющий оценить такой показатель как раздражительность, который вместе со значениями агрессии образует индекс агрессивности (ИА); а также определяли уровень обиды и подозрительности, которые в свою очередь формируют индекс враждебности, дополнительно определялся уровень общего негативизма и показатель «угрызения совести». Оценку наследственных и поведенческих факторов проводили по специально разработанной анкете.
Установленно, что СВД страдали 58 человека (60%) – 1 группа сравнения, не имели признаков СВД 39 человек (40%) – 2 группа (условно здоровые). Распространённость наследственной отягощённости по сердечно-сосудистым заболеваниям, включая инфаркт миокарда, мозговые инсульты, стенокардию, артериальную гипертензию в выделенных группах была сопоставима и составила в среднем 59±1,7%. В 1 группе отмечалась недостаточная физическая активность, так регулярно спортом занимались только 14% против 45% представителей 2 группы. Хронический нервный стресс испытывали 56% студентов 1 группы против 18% респондентов из 2 группы. Также выявлены другие неблагоприятные факторы: работа в ночное время 34% в 1 группе против 18% во 2 группе, курение в 16 против 9% соответственно. Оценка трофологического статуса показала, что 73% студентов 1 группы имели индекс массы тела в пределах нормы. Избыточная масса тела была зарегистрирована в 12%, дефицит массы тела в 15%. Во 2 группе нормальная масса тела была зафиксирована в 91% и избыточная в 9%. У большинства обследованных студентов потребление овощей и фруктов было ниже рекомендуемой величины. В 1 группе в пищевом рационе был отмечен избыток сахара, кондитерских и хлебобулочных изделий в 57%. Жирной пищей злоупотребляли 24%.Обращает внимание недостаток молочных продуктов в рационе у всех респондентов. Оценка пищевого поведения студентов позволила установить, что у представителей 1 группы в 59% имели место его нарушения (у 54% студентов по экстернальному типу, у 27% по ограничительному и у 18% по эмоциогенному). Во 2 группе эти нарушения встречались в 34% (у 75% по эстернальному и у 25% по эмоциогенному).
Анализ результатов психологического тестирования на показатели агрессии и враждебности у молодых людей показал, что индекс агрессивности выше условной границы нормы у 17% представителей 1-й группы и 10% 2-й. Доминирующим видом агрессии у молодых людей из 1-й группы была вербальная агрессия, превышение норматива у них встречалось в 1,5 раз чаще в сравнении со 2-й. Отклонение от верхней границы нормы величины показателя чувство вины (который является вариантом аутоагрессии) в 1-й группе выявлено в 74% против 59% во 2-й. Во 2-й группе наблюдался паттерн физической и косвенной агрессии. Распространённость высокой враждебности в исследуемых группах была сопоставима и составила в среднем 41±3,6%. Среди студентов с СВД «агрессивно-враждебных» было 9%, – «агрессивные, не враждебных» – 7%, «не агрессивные, враждебных» – 34% «не агрессивные, не враждебные», 50%. В группе студентов, не страдающих СВД, распределение было следующим: «агрессивных – враждебных» было 5,4%, – «агрессивных, не враждебных» – 5,4%, «не агрессивных, враждебных» – 28%, «не агрессивных, не враждебных», 61%.
Таким образом, среди факторов, потенцирующих развитие СВД выявлен значительный удельный вес, таких как курение, психо-эмоциональное напряжение, работа в ночное время, не достаточная физическая активность и несбалансированное питание на фоне нарушения пищевого поведения. Установлено, что психологические переменные (агрессия, враждебность, чувство обиды) у большинства обследованых с СВД одновременно являются и следствием соматической патологии и психологическими факторами риска развития (психосоматические влияния).